Галерея
Интересные факты 9
Актеры 31
Съемочная группа 18
Рекомендуем 20
Похожие 27
Отзывы к
фильму
20
Очень сложно писать отзыв на фильм, снятый более 60 лет назад и считающийся классикой кинематографа. Основная трудность — невозможность воспроизвести контекст — социальный, культурный — в котором проходило создание и показ фильма. Поэтому какие-то пласты и идеи останутся за пределами понимания современного зрителя или потребуют глубокого погружения в ранние исследования данного фильма. Поэтому ограничусь особенностями фильма, которые мне показались наиболее интересными.
В определенной степени «Земляничную поляну» можно отнести к жанру «road movie». Основное действие происходит в автомобильной поездке, своеобразном путешествии по памяти главного героя и по воспоминаниям его долгой жизни. Так же как и в дороге, профессор делает остановки и концентрирует внимание на важных событиях своей юности, в которых воспоминания тесно переплетаются с его фантазиями или домыслами о том, как, например, к нему относятся другие люди. Конечно, в «идеальном мире» своих фантазий, Исаака любят и считают хорошим человеком. Возможно, после этих воспоминаний происходит осознание влияния отношений в семье и неудачной любви на дальнейшую жизнь главного героя, его отношения к близким и холодность к ним. Интересно, что такое отношение у профессора только к родственникам, в то время как со случайными попутчиками, заправщиком или экономкой он вежлив, открыт и достаточно позитивно настроен.
Как и в большинстве своих фильмов, Ингмар Бергман уделяет внимание вопросам религии и веры. В «Земляничной поляне» это проявляется в споре двух молодых попутчиков профессора: один отрицает существование Бога, а второй стремится и вовсе стать священником. Профессор же, когда ему предлагают высказать свое мнение, демонстрирует мудрость и спокойствие, давая молодым людям выговориться и остаться при своих. Наверное, в религиозных спорах именно такая позиция самая разумная и нам следует придерживаться именно её.
Особо стоит выделить сны героя. В них проявляются те образы, метафоры, а также кинокадры, за которые мы любим Бергмана. Первый сон дает ключи к дальнейшим диалогам о безжизненности главного героя и безличности окружающих его людей. Естественно, эта обезличенность присутствует только в восприятии профессора. Он не воспринимает других людей и абсолютно равнодушен к их проблемам и душевным болям. Возможно, как врачу, ему важнее их физические показатели, а не какие-то чувства и психологические реакции. Второй сон напоминает «Процесс» Франца Кафки, представленный в виде экзамена самого профессора. Экзамен является метафорой сомнения в своем знании, пересмотра убеждений и фокусировкой на предшествующих заблуждениях, который у главного героя предостаточно.
В конце, проанализировав свою жизнь и отношения с родными, профессор делает маленькие попытки что-то изменить в лучшую сторону — простить долг сыну, быть более близким к экономке. Но тщетно. Профессор не сможет изменить отношение к себе окружающих. А без изменения среды и контекста герой не сможет поменяться и сам.
Как и в фильме «Седьмая печать» Ингмар Бергман продолжает рассуждать на тему смысла жизни. Но на этот раз действие из средних веков перенесено в современную (для Бергмана) эпоху — 50-е годы 20-го века. Если в «Печати» основным направлением было существование или отсутствие Бога, на этот раз упор делается на семью.
Герой и завязка
Нам показан один день (точнее сутки) из жизни выдающегося врача Исака Борга, по ходу которого он вспоминает свои молодые годы и ошибки. Борг полон самоиронии, у него есть чувство юмора, но также он ведет образ жизни интроверта и эгоиста.
Из сцены на заправке мы узнаем, что его бывшие пациенты высоко ценят его как профессионала. Борг спас много жизней, но вот отношение родственников к нему не столь радужное. Почему? Это завязка сюжета.
Сны и отношения
В этот день Боргу снятся сны. Он просыпается с мыслями о смерти. Часы без циферблата, гроб и никого вокруг. Он сам говорит: «Я уже давно мертв». Сны — это разговор Борга с собственным подсознанием, которое наводит его на мысли об ошибках прошлого.
Постепенно до него доходит понимание, что ему всю жизнь было плевать на жену, сына и всех остальных. Даже подсознание ему отвечает: «Отрезал и уже не болит». Борг отрезал всех близких из жизни и стал спокоен.
Его невестка Марианна вспоминает первые слова Исака после разлада с мужем: «Только не втягивай меня в ваши семейные дрязги. Мне нет до этого дела».
Проблема Борга в том, что ему нет дела до трагедии в жизни самых близких людей. Он за месяц не поинтересовался, что случилось ни у своего единственного сына, ни у невестки, которая жила с ним в одном доме. Как же он стал таким «сухарем»?
Это видно из контраста, когда герои едут в машине. Спереди Борг — старый одинокий человек. Посередине семейная пара Акерманов, которая паразитирует на отношениях и причиняет друг другу только боль. На заднем ряду трио молодых людей, которые легко ругаются, легко мирятся и легко живут.
Мы видим, как из одного выходит второе и третье. И это все ведет к одиночеству для себя и боли для родных. Так маму Борга не навещает никто из родственников, потому что она такая же черствая эгоистка, у которой нет добрых слов для других.
Принятие и перемена
Исак Борг гордиться своим сыном Эвальдом. Несомненно, он его любит, и думает, что помогает закалить характер. Но его любовь имеет больную форму. За всю жизнь Борг даже подумать не хотел, как на сыне отражается формальный финансовый долг перед отцом.
Эвальд настолько много работает, чтобы вернуть ему деньги, что тоже считает себя «мертвым», а ведь он на 40 лет положе отца. Но ему уже не нужна жизнь, его брак на грани распада, и он не хочет иметь детей. Само существование — это агония, которая началась с ада, в котором жили его родители.
С каждым диалогом (мама, невестка и юные попутчики) Борг начинает осознавать свою неправоту по отношению к близким.
Причем те самые юные попутчики показывают максимально правильное отношение к жизни. Они от чистого сердца (когда им уже ничего от Исака не нужно) поздравляют его песней, стоя под окном. Хотя их уже довезли, и они могли двигаться дальше.
Борг понимает, как много хороших эмоций может принести человеку банальное внимание и соучастие. Он осознает, что если усилия сдержать свое слово разрушают жизнь его сыну, значит о «слове» нужно забыть. И Исак призывает Эвальда забыть про деньги. Он говорит приятные слова своей экономке и понимает, что больше не хочет вести себя эгоистично.
Переосмыслив себя, он видит новый сон. И на этот раз там все хорошо.
Заключение и посыл
В «Седьмой печати» главный герой нашел смысл жизни в том, что успел спасти от смерти семью, когда ему оставались считанные часы жизни. В «Земляничной поляне» посыл схожий: «Даже если тебе 78 лет, и вся жизнь позади, ты еще можешь помочь другим. Не упусти такую возможность». Это не поздно пока ты жив.
P.S. Я ничего не написал актеров. Их игра прекрасна. Добавить нечего. Прекрасен и фильм.
8 из 10
Земляничная поляна — место нежных воспоминаний, теплых встреч, важных событий. Пора детства и вступления в самостоятельность. Ориентир для самопроверки, самоиспытания; камертон жизни; верстовой знак начала пути к которому возвращение неизменно.
У героя этой картины нет проблем с «проверкой на вшивость». В продолжении важного для него дня, который становится финишной вехой, мысленным подведением жизненных итогов — он спокойно декламирует случайным попутчикам стихи. Так, как бы свидетельствовал кредо перед собранием верных:
Где он — тот друг,
Которого ищу я?
При свете дня я жду,
Но он не выйдет вдруг,
И ночь его шагов
Мне не доносит стук
Но чувствует душа,
Хоть не увидеть взглядом,
Что где-то есть он рядом.
Он там, где мне цветы взбивают колыбель,
Где трогают ветра верхушки тополей.
Он воздух мой и вздох — повсюду он со мной.
В весеннем ветерке и в шелесте лесном…
Проваливает экзамен собственной ответственности во сне и блестяще справляется наяву; выдерживает критику близких ему людей и принимает почтение от едва знакомых; с грустью вспоминает о несостоявшейся любви и завоевывает сердце молодой красавицы. И завершает этот день, отходя ко сну, так, как бы многие желали завершить жизнь.
«Земляничная поляна» героя этого фильма, старенького профессора, — это пример зрителям. Повод для сверки часов. Точность механических часов поверяется стрелками циферблата. Если они не движутся, то мы не узнаем который час наступил. Но что, если часы идут, но стрелок у них нет? Что если темпоральный ориентир отсутствует вовсе? Тогда и наступает черед «земляничной поляны» — этого внутреннего биоритма, неизменного ориентира с которым всегда можно сверить реальность.
Паровозик из Ромашкино совершал незапланированные остановки. Многие пассажиры противились этому произволу локомотива и машиниста в одном лице. Но неизменный довод героя мультфильма — возможность опоздать на всю жизнь — приводил их в себя, а не в чувства, заставляя задуматься о чем то более важном, чем эмоциональное переживание пути, ожидание цели.
«Земляничная поляна», как интроспекционная остановка и поверка себя, — также может у многих вызывать не теплые чувства, но тревогу, беспокойство, страх и желание скорее миновать это место или не останавливаться на нем вовсе. Но это и будет сбоем-поломкой, это и будет означать вечное опоздание.
Память — это наши воспоминания. Воспоминания, наполненные радостью и тоской, болью и счастьем. Когда мы вспоминаем о прошлом, в памяти всплывают места, запахи, звуки, лица, события. Они живут в нашей памяти всю жизнь, и достаточно открыть старую коробку, достать запылившуюся пленку, вставить ее в проектор, чтобы они ожили перед нами, подобно тому, как образы из сна оживают перед нами ночью.
«Земляничная поляна»- это фильм о человеке, который добился славы, признания, успеха своими трудами, человеке который посвятил свою жизнь науке, но стал эгоистичным, отрешенным, безразличным к себе и другим, к чувствам окружающих его людей. Автор проводит героя через сны и воспоминания и заставляет его вспомнить, те кровоточащие раны, которые он забыл: расставание с первой возлюбленной, провал на экзамене, измену жены; осознать свое поведение к тем людям, которые его окружают сейчас, в настоящем и измениться.
С первого кадра режиссер знакомит нас с главным героем фильма Исааком Боргом — старым профессором. Мы видим его в привычной для него обстановке — за письменным столом в кабинете, слышим его мысли, которые говорят нам о том, что он в какой-то момент отвернулся от других людей, посвятил свою жизнь науке и счастлив этим. Потом мы видим сон, который опровергает его слова о счастье. Исаак оказывается на пустой улице с заколоченными домами, где у часов нет стрелок, как у смерти нет времени. Он видит гроб, в котором лежит он сам — и эта встреча со смертью, не страх перед той смертью, которая неминуемо ждет каждого человека. А образ той, на которую сознательно обрек себя человек, отказавшийся от общения с другими людьми. Странный человек, если его можно так назвать, а скорее существо, похожее на человека без ушей, глаз и с запаянным ртом, которое встречает Исаак во сне -это он сам. «Я умер еще при жизни»- говорит он жене своего сына Марианне.
Борг отправляется на машине вместе с Марианной в швецкий город Лунд, где ему должны вручить премию, за достижения в области науки. По дороге он решает остановиться у дома, где провел детство. Он садится на земляничную поляну, и перед его глазами всплывают образы из далекого прошлого. В фильме земляничная поляна выступает своеобразным проводником в мир детства, его символом. Все люди, которых он вспоминает, а также предметы и сцены — заполнены светом и окрашены в белый цвет. Белый цвет передает нам, что для главного героя образ детства — это нечто святое, чистое и непорочное.
Всегда сложно забыть то, что принесло тебе боль,
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Земляничная поляна 1957 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
78-летний профессор из Стокгольма вспоминает и пересматривает разочарования своей долгой жизни. Вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое.
Земляничная поляна / Smultronstället 1957, Швеция, драма, мелодрама