Галерея
Интересные факты 4
Актеры 213
Съемочная группа 30
Рекомендуем 22
Похожие 13
Отзывы к
фильму
20
Эта фраза из пьесы «Вечно живые» недаром вспоминается в связи с фильмом Фрэнка Капры. Ведь, хотя действие последнего разворачивается не в военное время и не у нас в стране, а в 1939-ом году, в далекой Америке, герой данной истории — Джефферсон Смит, все же напоминает главного персонажа произведения Виктора Розова. И в первую очередь тем, что не способен идти на поводу у выгодных для себя общепринятых компромиссов.
Он и в самом деле чистый сердцем романтик, чудом попавший из провинции в сенат США и всерьез поверивший в шанс осуществить выношенную им идею создания летнего лагеря, который призван служить исключительно интересам детей.
Наверное, в похожей ситуации, когда думается, что у тебя все обязательно получится, были многие из нас. Поэтому столь личностно, с таким волнением и воспринимается картина Капры, повествующая о столкновении трепетного, открытого миру человека (а именно таким Смит предстает в трактовке Джеймса Стюарта) с теми, в чьих руках сосредоточены огромные деньги и кто ни малейшего понятия не имеет о чести и достоинстве.
И еще она — о равносильному смерти расставании с иллюзиями. И — о становлении характера, о понимании необходимости борьбы за свои идеалы. И, конечно, — о любви, которая заставляет внутренне повзрослеть Смита-Стюарта. А также — радикально измениться даже такую, поначалу безоговорочно циничную особу, как секретарша Смита, Кларисса Сондорс. Все оттенки этого нелегкого процесса органично, умело сочетая острую иронию с лирикой передает Джин Артур.
На высоте оказываются и Эдвард Арнольд, играющий жестокого, все сметающего на своем пути ради собственной выгоды финансового магната Джима Тейлора, и Клод Рейнс в роли продажного сенатора Джозефа Пэйна, в душе которого все же осталась капля совести, позволяющая ему в будущем начать иную жизнь. И в этом смысле для Пэйна-Рейнса все заканчивается более-менее удачно.
Что, кстати, не скажешь о Смите-Стюарте. Не случайно же, глядя в финале на обессиленного, но счастливого Джефферсона и ликующую толпу его сторонников лукаво улыбается Президент Сената (в этой небольшой роли запоминается Гарри Кэри). Он-то уж точно знает о невозможности окончательной победы добра над злом, искренне сочувствуя Смиту, для которого все только начинается. А кажущийся оптимистичным финал на самом деле всего лишь короткая передышка перед новой битвой.
Для современного американского кинематографа понятие демократии уже давно выведено на уровень постулата о некоей святой истине, который каждый человек должен следовать беспрекословно. Собственно в самих фильмах эта тема в большинстве отображалась в виде историй о борьбы за равноправие или с борьбы с нарушителями этой истины. К последней категории можно смело отнести политическую сатиру Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон».
Синопсис После того как умирает один из сенаторов, лоббирующий проекты местного бизнесмена Джима Тэйлора, команда продажных политиков, также работающих на Тэйлора, назначает на вакантное место почившего сенатора обычного парня из народа, никогда не работавшего в политике, Джефферсона Смита, рассчитывая сделать из него политическую марионетку. Однако когда Смит входит во вкус и ненароком вставляет палки в колеса Тэйлор, бизнесмен организует масштабную кампанию по уничтожению амбициозного молодого политика.
Игра актеров В случае данной киноленты хотелось бы отметить мужской состав фильма. Так, в первую очередь, следует остановиться на Джеймсе Стюарте в роли обычного парня из народа Джефферсона Смита, который всю жизнь помогал людям, но при этом всегда оставался вдалеке от политики, но, оказавшись у необходимых рычагов, нашел в себе скрытую стезю. Также понравилось исполнение Клад Рейнса в роли сенатора Пэйна, классическом образе двуличного политика, в котором борются желание оставаться у власти и чувство долга и совести. Из второплановых ролей я бы выделил Гарри Кэри в роли строгого, но прекрасно все понимающего президента Сената, а также Эдварда Арнольда в роли бизнесмена Тэйлора, циничного и беспринципного человека, лишенного чувства морали и готового пойти на любую подлость ради выгоды. Из женских ролей тут можно только отметить Джин Артур в роли секретаря Смита Клариссы Сондерс, девушки, уставшей от политики, но при этом разбирающейся в ней гораздо лучше, чем люди, стоящие выше ее по рангу.
Режиссура Фрэнк Капра известен как мастер классической эксцентричной комедии, для которой свойственны быстрое развертывание действия в неправдоподобном направлении, а все происходящее на экране превращается в какой-то фарс. Всеми этими атрибутами обладает его политическая сатира «Мистер Смит едет в Вашингтон», изобличающая малознакомую сторону американской политики, в которой одни ее участники покорно выполняют указания своих патронов, а другие наивно пытаются противостоять этой системе. Собственно фарс и неправдоподобность действия выражается в том масштабном внимании со стороны общественности, которое невольно приковал к себе не без поддержки друзей порядочный, честный и наивный Джефферсон Смит, который, ненароком перейдя дорогу важным людям, тут же вкусил последствия своих действий. Конечно же, его единственным оружием в этом противостоянии становится его голос и пламенные речи, в которых он призывает всех уважать и следовать истокам демократии.
Сценарий Собственно эксцентричность фильма проявляется в его сюжете тоже. Действие разворачивается в политической среде города Вашингтон, где внезапно умирает один из сенаторов, игравший важную роль в преступных махинациях местного бизнесмена Джима Тэйлора. Сподвижники Тэйлора вынуждены найти подходящую замену, которая должна стать выгодной политической марионеткой, выполняющей все их указания. Выбор падает на обычного молодого парня и главы бойскаутского лагеря Джефферсона Смита, который никогда не имел ничего общего с политикой. Все же согласившись на эту должность, Смит переезжает в Вашингтон, где тут же встречает насмешки и упреки со стороны сослуживцев, но именно это заставляет его всерьез задуматься над своей работой. Собственно, такая неожиданная увлеченность вкупе с разработанным законопроектом становятся помехой для ранее упомянутого бизнесмена Тэйлора, который, используя связи и возможности, организует кампанию, оболгавшую Смита. Теперь герою предстоит в одиночку не просто отстоять свое место в сенате, но и очистить свое имя.
Итог Конечно, «Мистер Смит едет в Вашингтон» получился очень по-американски патриотичным фильмом, где большой упор делается на истории США, содержании их конституции, известных высказываниях, чей смысл применяется к той действительности и тому времени, которое происходит в фильме. И хотя культурно фильм может показаться чуждым, да и с учетом политической казуистики малопонятным, все же в его идее есть определенная доля правды, которая не оставит безучастным.
8 из 10
Политическая трагикомедия Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939) принесла Джеймсу Стюарту первое профессиональное признание в его кинокарьере, выразившееся в виде номинации на «Оскар» в категории «лучшая мужская роль» и премии Совета Нью-Йоркских кинокритиков, как «лучшему актёру» 1939 года. Именно постановка Капры продвинула Стюарта из числа «просто известных актёров» в ранг «кинозвёзд» (ну, или, по крайней мере, поспособствовала началу этого процесса).
Сюжет: В принятии сенатом законопроекта, касающегося строительства дамбы в неназванном штате где-то на Западе США, очень заинтересован влиятельный бизнесмен Джим Тейлор (Эдвард Арнольд). Однако, неожиданно умирает сенатор, занимавшийся продвижением данного проекта. После некоторых колебаний, на его место находят замену в лице лидера движения бойскаутов того штата и кумира местных мальчишек — Джефферсона Смита (Джеймс Стюарт) — доброго и честного, но слишком наивного идеалиста.
Он знает наизусть декларацию о независимости, но не имеет никакого представления о работе сенатора и не подозревает, что ему уготовлена на этом посту лишь роль «куклы», которой Тейлор и его приспешники легко могли бы вертеть, как им вздумается. Поэтому, Смит поначалу пытается развить весьма бурную деятельность, и подаёт на рассмотрение проект о создании детского лагеря в Уиллет Крик. И всё бы ничего, но именно на том же самом месте изначально и планировалось построить дамбу…
«Мистер Смит…» стал второй картиной Фрэнка Капры, в которой главную роль сыграл Джеймс Стюарт (фильм снят на основе неопубликованного романа Льюиса Р. Фостера «Джентльмен из Монтаны»). И, в отличии от их предыдущей совместной работы («С собой не унесёшь»), данная постановка лично мне показалась более удачной. Начну с того, что выбранная Капрой для фильма тема «закулисья большой политики» здесь описывается более или менее, но уже приближенной к реальности.
Неизвестно, были ли Фостер и сценаристы Сидни Бакмен и Майлс Коннолли (адаптировали книгу для большого экрана) хорошо знакомы с политической «кухней» или они просто имели представление о том, как таковую надо внятно преподносить на бумаге. Но этим троим, в итоге, удалось неплохо передать её в сюжете в понятной для зрителя, и, вместе с тем, вполне реалистичной форме. Хотя, вопросы касательно сюжета к Фостеру, Бакмену и Коннолли всё-таки остаются (например, причины, по которым герой Эдварда Арнольда столь рьяно добивается принятия проекта строительства дамбы, прописаны в сценарии несколько туманно).
Режиссура Фрэнка Капры не вызывает как особых нареканий, так и безудержных восторгов, но, тем не менее, заслуживает высокой оценки. Правда, некоторые детали мне бы всё-таки хотелось отметить. Если сценаристы приложили немало усилий, чтобы сюжетная канва здесь выглядела как можно более правдиво, то Капра явно преследовал иные цели. Отчасти, поэтому итоговый результат смотрится не слишком убедительным, хотя и, несомненно, удавшимся.
Помимо некоторого переизбытка тяжеловесности и пафоса (в общем-то, характерного творчеству режиссёра), в частности, иногда он стремится увидеть весёлое там, где его нет (например, некоторые сцены в сенате) и выказывает слишком много оптимизма по отношению к политической системе в Вашингтоне (возникает ощущение, что режиссёр действительно верит в то, что она не идеальна, но в ней всё ещё можно исправить, если за дело возьмутся такие парни, как, в данном случае, герой Джеймса Стюарта). Говорить о том, насколько наивно данный посыл выглядит в наши дни, думаю, не стоит.
Впрочем, и интересных моментов «Мистер Смит…» также не лишён. Например, Капре великолепно удалась драматичная сцена, в которой главный герой стоит перед памятником Линкольну с подавленным выражением лица, осознавший тщетность своих попыток чего-то добиться самостоятельно в качестве сенатора (при просмотре я даже немного жалела, что этой сценой фильм не заканчивался — настолько сильно это было снято!).
Ну, а теперь остаётся поговорить о самых заметных участниках актёрского состава и персонажах, воплощенных ими. И, несмотря на первенство в титрах Джин Артур, начать мне хочется именно с Джеймса Стюарта, сыгравшего идеалиста Джефферсона Смита. Честно признаюсь — мне самой лично этот его персонаж сам по себе особо не импонирует (у меня на это свои причины). Впрочем, отбрасывая личное, отмечу, что с вложением в уста Смита соответствующего пафоса сценаристы настолько перестарались, что от этого, порой, даже начинало подташнивать.
Несмотря на это, игра Стюарта действительно заслуживает всяческих похвал (особенно, он раскрывается со второй трети фильма — чего стоят только его сцена у памятника и 24-часовой «обструкционизм» на заседании сената!), что и доказывает факт абсолютно заслуженного номинирования актёра на «Оскар» в категории «лучшая мужская роль». Едем дальше. Удачно прописана в сценарии героиня Джин Артур — саркастично-циничная секретарша Кларисса Сандерс.
Она прекрасно понимает, для чего Смита пригласили в Вашингтон (в отличии от самого Смита), великолепно знакома со всеми нюансами закулисья «большой политики» и не испытывает относительно будущего главного героя в сенате никаких иллюзий. Ещё один удачный сценарный штрих этой роли заключается в ряде острот, которые эта секретарша выдаёт на протяжении всего фильма.
Другое дело, что сама Джин Артур в этой роли не особо впечатляет. Согласно сценарию, её Кларисса должна быть циничной и даже немного жёсткой дамой, которую идеализм главного героя заставляет поверить в его идеалы, а затем — воодушевить последнего на то, чтобы продолжить их отстаивать. И вот убедительности в демонстрации жёсткости и цинизма актрисе, увы, не хватает. Правда, и в качестве «воодушевляющей» героини во второй половине фильма Артур как-то тоже не особо воодушевляет.
Неоднозначен в сюжете картины сенатор Джозеф Пэйн, вызывающий во время просмотра целый диапазон эмоций по отношению к нему, начиная симпатией и сочувствием и заканчивая презрением и абсолютно полным отторжением к своей персоне. И Клоду Рейнсу в этом качестве великолепно удалось передать все эти нюансы и полутона (ещё одна заслуженная номинация на «Оскар»). Менее ярко подан в сценарии магнат с «большими связями» Джим Тейлор (в исполнении Эдварда Арнольда), хотя к самому актёру никаких претензий нет.
Ну, а теперь, подводя итоги, начну с того, что я так и не поняла, что же собой представляет «Мистер Смит едет в Вашингтон» — «шедевр мирового кинематографа» или «пафосно-фальшивый дифирамб, пропетый в адрес идеалов американской демократии», поскольку постановка Фрэнка Капры периодически умудряется быть и тем, и другим одновременно. Но фильм, тем не менее, можно считать удачным, хотя и не лишённым недостатков.
Рекомендовать к просмотру «Мистера Смита…» можно: почитателям талантов задействованных в нём актёров (Стюарт, Артур, Рейнс и др.); фанатам Фрэнка Капры (в особенности, тем, кому на все 150% близок стиль его работ); любителям киноклассики Голливуда, а также тем, кто положительно относится к фильмам на «политическую» тематику (хотя, это, возможно, и не самая реалистичная кинолента из числа снятых на подобную тему).
8 из 10
Мистер Джефферсон Смит фантастичен (как бы нам ни хотелось, но во всех смыслах). Эти дрожащие руки, вечно непонятно где оказывающаяся шляпа, дурацкие на первый взгляд вопросы, искренние простодушные восхищения тем же Капитолием, тем же Линкольном, теми же девушками. Сразу же закрадывается вопрос, не потому ли молодого Джефа так любят мальчики-рейнджеры, что обнаруживают с ним близость психологического возраста и ребяческих устремлений. Но пришлось ли Сондерс (Джин Артур) «менять слюнявчики с флагом для этого ребенка»? Нет, Смиту, неутомимому и деятельному, куклой не быть. И, конечно же, большая заслуга внешней убедительности Джефа лежит на Джеймсе Стюарте, у которого просто дар оживлять всякий образ, к которому прикоснется. Просто завораживает сцена монолога в сенате с откровенно спящими государственными деятелями, откровенно потешающимся президентом Сената (Оскара Гарри Кэри за эту роль в студию, господа) и откровенно, прямодушно и до потери пульса излагающим свою речь юным сенатором.
Посмотреть только на один эпизод перебирания Смитом ящиков лживых СМИ в самом центре сената… Как же можно было изобразить такую неподдельную квинтэссенцию лихорадочной энергии, шока от осознания происходящего и отчаянной усталости?
Можно по-разному судить об американских идеалах, но лучшим выходом будет мыслить индифферентно по отношению к политике (хотя бы на каких-то два часа), только тогда вы разглядите в этом шедевре Фрэнка Капры не прямоугольное полотнище в полоску со звездочками, а непобедимую силу духа простого человека, веру в высокие идеалы вечно удаляющейся свободы и в то, что истина будет из века в век ходить рука в руку со справедливостью!
Мало ли мы найдем в мировой культуре примеров образов, подобных мистеру Смиту? Князь Мышкин, Дон Кихот, Никитин. Но в этом случае, в конце-то концов, нам предоставили тот финал, которого мы все ждали, на который мы все в глубине души надеялись, но знали, что законы действительной жизни случиться таковому не позволят. Так и стой в сторонке старик скептик и дай дорогу юноше идеалисту, сидящему внутри каждого из нас! Да, да, и еще раз да, и один человек, выйдя на борьбу с политическими мельницами без страха сможет заглянуть в их коррумпированные жернова и вернуться невредимым! Где-то в идеальном мире не извращаются демократические ценности, где-то в идеальном мире…
Отправляясь в Вашингтон, мистер Смит окажется в вашем сердце!
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Мистер Смит едет в Вашингтон 1939 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Наивный идеалист Джефферсон Смит, лидер организации Мальчиков Рейнджеров назначен представителем в Сенат. Он объединяется со старшим сенатором от своего штата, однако не подозревает, как много людей вокруг него ведут двойную игру и выполняют приказания тех, кто выше. Наивный молодой сенатор сталкивается с понятиями коррупции, грязной игры, лживости и заангажированности прессы.
Мистер Смит едет в Вашингтон / Mr. Smith Goes to Washington 1939, США, драма, комедия