Галерея
Интересные факты 4
Актеры 116
Съемочная группа 27
Рекомендуем 23
Похожие 20
Отзывы к
фильму
14
Я увидел, как во славе сам Господь явился нам,
Как Он мощною стопою гроздья гнева разметал,
Как Он молнией ужасной обнажил меча металл.
Он правды держит шаг.
Это строки из первого куплета Боевого гимна Республики — военной песни Союза (Севера), которая исполнялась солдатами-северянами во время Гражданской войны в США (1861—1865 гг.). В этой песне поется о том, что сам Господь поддерживает Союз в их борьбе с мятежниками-рабовладельцами и уже «разметал гроздья гнева». И, пожалуй, не просто так писатель Джон Стейнбек, в качестве названия для своего романа (на основе которого и был снят, сей фильм), взял слова из этого боевого гимна.
В 1929 году в США разразился страшный экономический кризис, также известный как Великая депрессия, который чудовищным образом отразился на жизнях миллионов простых американцев. В США кризис привел к невиданной ранее по своим масштабам массовой безработице, которая охватила более 30 млн. чел. В поисках работы миллионы американцев стали беженцами в собственной стране.
Стейнбек лично посещал лагеря для беженцев и видел весь масштаб катастрофы. И вот, в 1939 году на свет появился его роман «Гроздья гнева», в которой описываются все ужасы, с которыми столкнулись беженцы. Но также в романе описываются и противоречия капиталистической системы, при которой нищета соседствует с богатством, а голод происходит во время изобилия.
Вот как это отражено в книге.
«Мелкие фермеры видят, что долги подползают к ним, как морской прилив. Они опрыскивали сад, а урожая не продали. Они прививали и подрезали деревья, а собрать урожая не смогли. Люди науки трудились, думали, а фрукты гниют на земле, и разлагающееся месиво в чанах отравляет воздух смрадом. Попробуйте это вино — виноградом и не пахнет, одна сера, танин и алкоголь. В будущем году этот маленький фруктовый сад сольется с большим участком, потому что его хозяина задушат долги. Этот виноградник перейдет в собственность банка. Сейчас могут уцелеть только крупные собственники, потому что у них есть консервные заводы. А четыре груши, очищенные и разрезанные на половинки, сваренные и законсервированные, по-прежнему стоят пятнадцать центов. Консервированные груши не портятся. Они лежат годами.[…]
То, над чем трудились корни виноградных лоз и деревьев, надо уничтожать, чтобы цены не падали, — и это грустнее и горше всего. Апельсины целыми вагонами ссыпают на землю. Люди едут за несколько миль, чтобы подобрать выброшенные фрукты, но это совершенно недопустимо! Кто же будет платить за апельсины по двадцать центов дюжина, если можно съездить за город и получить их даром? И апельсинные горы заливают керосином из шланга, а те, кто это делает, ненавидят самих себя за такое преступление, ненавидят людей, которые приезжают подбирать фрукты. Миллионы голодных нуждаются во фруктах, а золотистые горы поливают керосином.
И над страной встает запах гниения.
Жгите кофе в пароходных топках. Жгите кукурузу вместо дров — она горит жарко. Сбрасывайте картофель в реки и ставьте охрану вдоль берега, не то голодные все выловят. Режьте свиней и зарывайте туши в землю, и пусть земля пропитается гнилью.
Это преступление, которому нет имени. Это горе, которое не измерить никакими слезами. Это поражение, которое повергает в прах все наши успехи. Плодородная земля, прямые ряды деревьев, крепкие стволы и сочные фрукты. А дети, умирающие от пеллагры, должны умереть, потому что апельсины не приносят прибыли. И следователи должны выдавать справки: смерть в результате недоедания, потому что пища должна гнить, потому что ее гноят намеренно».
Этот роман быстро завоевывает популярность среди американских читателей, а уже в 1940 году режиссер Джон Форд выпускает фильм на основе данного романа с таким же названием. Удалось ли данному режиссеру создать удачную экранизацию этого произведения?
В основе сюжета лежит трагедия семейства Джоад. Главный герой, Том Джоад, возвращается домой после отбытия наказания тюремного срока за убийство и видит, что ферма его родителей разорена, а их землю отбирают банкиры.
На семейном совете принимается решение покинуть родную ферму и переехать жить в другой штат — Калифорнию, где по слухам можно найти хорошую работу и быстро разбогатеть. После этого главный герой вместе со своей семьей уезжает из родной Оклахомы. Но на этом злоключения семьи только начинаются.
Что же можно сказать о самой экранизации? Она, по большей части, отлично передает тот дух безысходности и несчастья, который обрушивается на действующих персонажей. Однако вместе с этим в фильме не показываются те противоречия, что отразил Стейнбек в своей книге. Показана нищета, но не показаны апельсины, политые керосином. Также в фильме акцентируется внимание на государственной помощи, которую оказывало правительство Рузвельта беженцам. Без этой помощи ситуация была бы еще хуже.
Заметным недостатком фильма можно считать концовку, которая разительно отличается от книжной концовки. Если финал книги потрясает читателя, то финал фильма остается открытым. Для тех, кто читал книгу, такой финал фильма может разочаровать и подпортить общие впечатления от просмотра.
Однако в целом этот фильм представляет собой мощную социальную драму, которая с интересом смотрится даже спустя столько десятилетий.
8 из 10
«Гроздья гнева» — образец по-настоящему гуманистического искусства, которое теперь встретишь редко, заставляющее проникнуться печальной судьбе людей, утративших в одночасье прежний уклад жизни, вынужденных влачить жалкое существование. Пожалуй, только последний фильм Кена Лоуча «Извините, мы вас не застали» может покорить своим обращением к социальным проблемам британской семьи, пытающейся свести концы с концами в эпоху сурового капитализма после кризиса 2008 года.
Но картина Джона Форда — это слепок эпохи Великой депрессии, когда фермеры, терявшие родную землю, были вынуждены искать новые пристанище, работу в надежде сохранить жизнь и семью. Когда герои сталкиваются с лишениями и невзгодами, грозящими смертью, кажется, вот-вот настанет страшный конец. Также Джону Форду в «Гроздьях гнева» удаётся перейти от быта к бытию, утверждая вечные истины, ценность семейных уз, которые дают возможность оставаться человеком в нечеловеческих условиях.
В этом ему помогает выдающийся оператор Грегг Толанд (через год он снимет новаторский, в том числе по операторской работе, фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн»), который удивляет изысканным чёрно-белым изображением, открывающем красоту американских просторов. Также режиссёр замечательно работает с актёрами. Ещё в «Дилижансе» он создал потрясающий актёрский ансамбль. Здесь же выделяются Хенри Фонда, чей персонаж является правдорубом, служащим олицетворением поисков американцами социальной справедливости, и Джейн Дарвелл, сыгравшая любящую мать, которая становится стержнем семьи.
Но самое главное — это сохранившаяся актуальность данной картины, например, для нашей страны, в которой миллионы уже находятся за чертой бедностью, а правительство никак не помогает им, но делает их жизнь только хуже. «Гроздья гнева» — это кино о поиске потерянного Рая, величии и единстве Народа, готового противостоять любому бедствию.
Том Джоад возвращается домой после 4-летней отсидки. Но узнаёт, что его семья из родной Оклахомы из-за разорения направляется в Калифорнию. Но «землёй обетованной» Запад назвать оказалось трудно.
Фильм Джона Форда — теперь классика. И нынешнему зрителю трудно будет понять, почему. А вот тогда это роуд-муви было для многих шоком — нищету американцы видели и раньше, но коррупция, провокации, эксплуатация бедняков вне всякой меры и защиты — это было внове, особенно в драматическом мэйнстриме. Наконец, Форд открыл публике великого Генри Фонду, который искренней экспрессией и наивностью и чувством собственного достоинства поверяет пропагандистские штампы американских СМИ (про красных, про рынок, про восстания, инспирируемые коммунистами) и просто честно пытается понять, что происходит.
Странно, что Форд, выглядящий как непререкаемый консерватор, всё-таки бьёт на сочувствие не инициативным, а потому богатым, а бедным и потому инициативным. Гроздья гнева — это гимн человеческой справедливости и правдоискательству во имя уважения к человеку. И, скорее, здесь Форд — демократ. Тем паче что у власти Рузвельт, а Стейнбек, а вслед за ним и режиссёр, очень позитивно прописал именно государственный лагерь для переселенцев. Но, разумеется, фильм не о политике, а о том, откуда рождаются защитники прав человека — так и видишь Тома профсоюзным лидером.
Человек по природе своей стремится к лучшей жизни, а для воплощения своей мечты в реальность готов пойти на любые жертвы. Если по причине определенных обстоятельств люди вынуждены покинуть родной дом в поисках нового, не факт, что найдя хорошее место их встретят с распростертыми объятиями. Бывает, что в поисках любого лучика надежды доверие у таких людей не знает границ, из-за чего могут серьезно пострадать их близкие и они сами. Именно в такой ситуации оказываются главные герои социальной драмы «Гроздья гнева».
Синопсис «Великая Депрессия» на самом подступе. Разоренная и выгнанная с собственного дома семья Джоудов из Оклахомы отправляются в долгий и тернистый путь в солнечную и, как им кажется, богатую Калифорнию в поисках работы и лучшей жизни. Но, прибыв, они понимают, что таких, как они, в Калифорнии тысячи. Мотаясь с одного места на другое, они постоянно сталкиваются с несправедливостью и жестокостью, надеясь все-таки найти свой новый дом.
Фильм отличается ярким и талантливым актёрским составом. Прежде всего, хотелось бы отметить игру Генри Фонды в роли Тома Джоуда, освобожденного досрочно старшего сына Джоудов, который после нескольких лет в тюрьме открывает для себя совершенно новый мир, в котором не все люди имеют право на существование, а посему готов силой противостоять происходящему. Самой драматичной и сильной ролью мне показалась роль матери Тома в исполнении Джейн Дарвелл, которая сыграла сильную и стойкую женщину, готовую пойти на многое ради сохранения остатков семьи, разрушенной Великой Депрессией.
После просмотра «Гроздей гнева» я окончательно внес Джона Форда в список моих самых любимых режиссеров, не лишний раз убедившись, что он снимал фильмы не для публики, а для искусства. У Форда была удивительная способность утонченно показать жизнь социальных низов, которая ничем не отличается от жизни обычных людей, что часто было проигнорировано маститыми режиссера старого Голливуда. В «Гроздьях гнева» он показывает обычную американскую семью из провинции, которая, несмотря на хаос и всеобщую бедность, все еще верит и надеется найти новый дом. Однако окружающий мир не принимает их, но они все равно пробивают себе путь к счастью.
В плане сценария фильм представляет собой классическое роуд-муви, в котором главные герои перебираются с места на место в поисках жизненной цели. В «Гроздьях гнева» огромная семья Джоудов в компании с бывшим священником после того, как их с собственной земли в Оклахоме сгоняет компания, отправляется в солнечную Калифорнию для того, чтобы натолкнуться на настоящие бесчинства, несправедливость и полную бесчеловечность. С каждым новым испытанием в пути герои теряют одного из членов семьи. По сути дела, авторы доносят нам идею, что Великая Депрессия не просто лишила людей работы, дома и достатка, а разрушила целые семьи, не имевшие даже малейшей возможности на счастливое будущее.
Итог «Гроздья гнева» — действительно, очень сильное и достойное внимания кино, которое держит зрителя в напряжении до конца от желания узнать, обретут ли главные герои, наконец, свой новый дом. Несмотря на двусмысленный финал, зритель прекрасно понимает, что Джоуды не являются исключением, а представляют собой одну из многих тысяч семей, пострадавших от беззакония и социальной несправедливости.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Гроздья гнева 1940 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
После тюремного срока за убийство, Том Джоад возвращается на свое семейное ранчо, которое к тому времени полностью разорилось и прибывает в запустении. В отсутствие какой-либо перспективы найти работу в засушливой Оклахоме, вся семья собирает свой скарб и отправляется на «землю обетованную» — в Калифорнию. Но трудный путь и тяжкие условия не приносят искомой надежды, и даже единство семьи подвергается испытанию, одному из многих, с которыми приходится сталкиваться.
Гроздья гнева / The Grapes of Wrath 1940, США, драма