Галерея
Интересные факты 4
Актеры 25
Съемочная группа 12
Рекомендуем 19
Похожие 21
Отзывы к
фильму
20
Ну, сейчас я огребу. Культовый фильм с культовым актёром и культовой музыкой оставил совсем не культовое впечатление. Впрочем, обо всём по порядку.
Сначала о минусах: фильм больше напоминает бюджетную пародию на киноэпопею про Джеймса Бонда. Главный герой — помесь Терминатора и и Остапа Бендера: никто не может его вычислить, всё он делает с уверенной ухмылочкой и даже в крутейший замес лезет с незаряженным пистолетом. Ну и женщины, понято, даже не думают устоять перед его очарованием. Драки в фильме — это нечто. Индийское кино отдыхает: любые удары (даже пощёчины!) имеют нечеловеческую силу и сопровождаются убийственными звуками, как будто рядом взорвали петарду. При этом во многих эпизодах отчётливо видно, что кулаки даже не дотрагиваются до дерущихся. А во время перестрелок некоторые актёры падают до того, как раздаётся выстрел. И почти весь фильм звучит одна и та же всем известная мелодия — к месту и не к месту.
Поступки героев противоречивы и нелогичны (опытнейший сотрудник полиции без веской причины начинает палить во все стороны. Таких примеров много. В одном месте я вообще не понял логику происходящего). Сам сюжет тоже вызывает некоторое сомнение.
Однако, несмотря на всё вышеперечисленное, фильм легко смотрится, а наивный сюжет затягивает. Главную мысль фильма лично я увидел в эпизоде, где в решающий момент полицейские чины не могут принять решение, потому что никто не хочет брать на себя ответственность. Впрочем, высмеивать отечественную полицию, кажется, вполне в духе французского кино.
3 из 10
В современном мире каждый человек обязательно должен быть профессионалом в каком-нибудь ремесле. В противном случае он будет всегда оставаться на обочине жизни. Один выбирает себе путь космонавта, другой учится на бармена, а третий становится, к великому сожалению, убийцей, мотивируя это тем, что кто-то же якобы должен нести на себе функцию карателя. Но убийцы тоже бывают разные — интеллигентные и не очень. Не очень интеллигентные сидят обычно в тюрьме, а приличные киллеры работают, как правило, в специальных службах или выполняют заказы высокопоставленных элементов общества.
Герой вечно великолепного Бельмондо даже после того, как его миссия была объявлена вне закона, не смог выйти из образа и всеми правдами и неправдами продолжал попытки совершить уже никому не нужное убийство. Да он и сам, в принципе, уже никому не был нужен. Чувство профессиональной неприкаянности не давало покоя майору Жосслену Бомону. Куда такому человеку податься, если он ничего больше не умеет, кроме как прицелиться в человека и выстрелить…
Особую драматичность ленте придаёт грустная музыка, написанная композитором Эннио Морриконе. Даже, может быть, эта мелодия имеет первостепенное значение, поскольку в ней очень грамотно отражается сложная судьба и сложный характер этого человека, а также правильно обрисовывается главная идея этого фильма.
А главная идея проста: выбор человека между двумя категориями — безрадостным существованием (с постоянным ношением на плечах тяжёлого груза бесперспективности дальнейшего существования и совершённых ошибок, которые уже нельзя исправить) и радикальным решением проблемы внезапной невостребованности (личной или профессиональной — не важно). Именно решением, а не бегством от себя и/или от реальности. Герой фильма как раз не выбрал ни одного варианта из этих двух, а зря…
Лента «Профессионал» имеет двойственную природу: заключает в себе как поучительный стержень, так и развлекательный. Наверное, поэтому очень редко встречаются в жизни такие люди, которым не нравится это высокохудожественное кинопроизведение.
Драматическая роль Жослена Бомона в фильме «Профессионал» считается одной из вершинных, лучших в творчестве Жан Поля Бельмондо.
Этот секретный агент получает задание от своих ликвидировать президента некой африканской страны.
Но уже в начале фильма, разоблаченного Бомона судят в этой стране, поскольку ситуация меняется и «свои» решают сдать героя местным властям. Дальнейшая судьба героя их не то чтобы не волнует, безразлична. Возможно они даже заинтересованы в том, чтобы Жослен не вернулся. И он проходит через кошмарные пытки и страдания, муки в этой стране: местная тюрьма, каторжные работы. Но в нелегком положении находится и местное население страны. Ему нужна помощь и поддержка. Все это стремительно и динамично показано в первые мгновения, минуты фильма. И через эти муки, страдания, он словно очищается. Однако и тут ему удается найти товарища среди местных. Именно с ним они перебегают реку, которая словно разделяет два мира, являясь спасением из мира мук.
Но Жослен возвращается в Париж, в другой мир. Но позади остались ли все муки? Теперь «свои» начинают на него охоту уже здесь, на родине.
Фильм поставлен так, чтобы показать противостояние героя, одиночки, упрямо идущего к своей цели и целой системы, которая меняясь, как окраска хамелеона под цвет окружающей среды в своих целях, принципах, морали является нехорошей.
И безусловно Жан Поль Бельмондо сумел передать драматизм образа одиночки, который вынужден бороться и со своими и с чужими — со всем миром. Он поставлен в такое положение. Да он сыграл в этом образе героя, упрямого, отважного и бескомпромиссного. Обаятельного, не теряющего силы духа. Способного быть своим и для попутчика-беглеца в экзотической Африке и для нищих Парижа, с которыми он также найдет общий язык. Поскольку все люди равны и едины.
Жослена, который сможет вернуться в Париж к своей любимой женщине после стольких лет разлуки. И их чувства, любовь окажутся уязвимыми в этой заварухе.
Фильм динамичен: перестрелки, гонка по городу на машинах, романтическая любовь, в которой счастье сиюминутно и кратковременно, поскольку будущее неопределенно.
Но за что он борется?
Является ли из начально правильной, благородной цель его «миссии» в Африканскую страну? Какова цель: убить человека. Непросто человека. Это преступление, зло в огромных масштабах. Ни спецслужбы, ни Жослен Бомон, ни кто-либо еще не имеют никакого морального, нравственного права на убийство человека.
Возможно, что Бомон — жертва обстоятельств, ответственность не на нем, а на тех людях, которые поручили ему дело. Они виноваты перед ним в том, что его жизнь и судьба искалечены. Они и на родине устраивают на него охоту. Но ответственность лежит и на нем. Ответственность за свои собственные дела лежит на самом человеке. Как в стихотворении А. Пушкина «Анчар» ответственность за гибель людей от древа яда лежит не только на владыке, а и на самом исполнителе, который принес это древо. По хорошему, Бомону вообще нужно было отказаться от выполнения этого задания изначально. А его упрямое нежелание остановиться только усугубляет все. Зачем эта принципиальность? Но в финальной сцене пистолет оказывается незаряженным, а пули выпущены героем из рук просто на пол. Эта деталь говорит о многом. Видимо, он хотел отстоять право на свою жизнь, на свое доброе имя, репутацию, на свою любовь. Больше ничего. Все что он получил — это возможность идти к вертолету, дорогой бесконечно долгой и напряженной. Где каждый миг будет непредсказуемым. А он, как профессионал, как просто человек, заслужил большего.
И своеобразной «визитной карточкой» этого фильма является эта мелодия Эннио Морриконе. Нежная, трогательная, затрагивающая некие струны души сильно, глубоко, нежно и пронзительно. На многих поворотах сюжета этого фильма эта мелодия звучит стабильно. Словно только она остается статичной. Эта мелодия стала настолько популярной, яркой, значимой, что даже когда актер Жан Поль Бельмондо, как гость, был на программе Андрея Малахова в современное время проигрывали эту мелодию вновь также нежно, трогательно и пронзительно, что нахлынули воспоминания об одном из главных фильмов в жизни актера.
8 из 10
Политический триллер «Профессионал», вышедший на свет 21 октября 1981 года, не слишком точно и лаконично повторяет заветы французского режиссёра Анри-Жоржа Клузо, который примечателен тем, что, благодаря своим захватывающим фильмам получил прозвище «французский Хичкок». Более правильно будет сказать — он вообще не повторяет этих заветов. Фильм Жоржа Лотнера подобает, скорее, Голливуду с его эпичными экшнами в духе «Первой крови» или новеллам о Джеймсе Бонде, снимаемым тогда чуть ли не ежегодно кинокомпанией United Artists. И упрекнуть создателей «Профессионала» в попытке сделать кино чужого формата трудно, ведь эта самобытность рисовалась с незапамятных времён и самими классиками французской новой волны, привнёсшей в тогдашнюю индустрию новые идеи для развития. Лента Лотнера даже чем-то отдалённо может «смахивать» на новую волну, вот только с момента окончания её периода прошло почти 15 лет. Схожесть виднеется именно для Франции и её киноискусства, где боевики никогда за всю историю не были на первом плане, уступая место комедиям и драмам. «Профессионал» кажется новаторским продуктом, так непохожим на моду этой страны.
И дело даже не в жанровых особенностях, боевики снимали всегда. Удивляет то, как из фильма с не самым замысловатым и вариативным сценарием, с копеечным по тем временам бюджетом в 20 миллионов франков (эквивалентно 4 миллионам долларов), удалось запечатлеть по-настоящему зрелищное и не теряющее адекватности кино, не переходящее в бестолковую аркаду с пушками и пулями на первом плане. Никакой тупизны, никакого абсурда. История, в которой преданный родиной майор Жосслен Бомон (Жан-Поль Бельмондо) совершает своё справедливое возмездие в масштабах вымышленной африканской страны Малагави и самой Франции, показана и рассказана на фоне вполне возможных жизненных обстоятельств, которые хоть и кажутся мудрёными и наигранными, уподобающимися фильмам с тем же спецагентом британских служб, всё равно цепляют и заставляют верить в себя. События в «Профессионале» складываются в единую логическую картину уже с первых минут, когда Бомон находится в лагере и бежит оттуда вместе с товарищем, а армейское подразделение, посланное по следу, безжалостно уничтожает деревню: расстреливает животных, решетит пулями дома, сжигает их огнемётами, а в самой тюрьме охранники избивают обессиленных заключённых из-за их невозможности работать на жаре. Эта вымышленная страна предстаёт в глазах главного героя и зрителей скотным двором, концлагерем, бедным и не имеющим шансов на зарождение гуманности.
А с другой стороны перед Бомоном встаёт его родная Франция — правовое, богатое государство, где человек сыт и не боится получить пулю в затылок ежеминутно. Но и там — чудовищное предательство властей, пожертвовавших своего сотрудника в угоду новой политике. Что же остаётся делать человеку, который едва выжил в этой фарсовой неразберихе? Его попытки вершить свой суд над чиновниками — диктатором-президентом, другом-предателем, сыщиком с маниакальной ассистенткой, откровенно тупыми полицейскими при правительстве, — здесь как бы предстают должным, настоящим наказанием, для которых аккредитация в прессе станет ослепляющим ударом. При этом действия героя не являются последствиями сумасбродства, ведь он ведёт себя хитро и расчётливо, всегда будучи за спиной у оппонента. И он не совершает дуболомной резни, подобно Джону Рэмбо, на Елисейских полях или в стенах парижских домов. Он не отчаивается в попытках освистать политиков, меняющих ядерные бомбы на нефть и наоборот. Жосслен Бомон — это незаметный герой нашего времени, который даже эмоции оставляет вне работы; на таких людях и держатся мировые державы, весь мир в конце концов. Это также проявляется в лице женщин, о которых герой позаботится вне зависимости от отношения к ним. Оттого всего фильм и носит название «Профессионал», выявляя эталонную степень оного.
Конечно, этот фильм больше раскрывается как триллер с приставкой «политический», ведь все завязи в сюжете концентрируются на 95 процентов там. Но он не избежал крутых заворотов в сторону привлекающего внимание экшна. И тут-то режиссёр с группой технических создателей наступил на грабли. Главная проблема фильма в том, что он даже на первый взгляд кажется слишком дешёвым и грубым. Человеческая кровь здесь ярче светофора, она похожа на акварель. Драки, где персонажи по-дурацки кривлялись, падали в позах какой-то камасутры, а иногда и вовсе били по воздуху (другие, соответственно, отлетали от воздуха). Те же солдаты Малагави стреляли по собакам и курицам, будто они — гангстеры из 30-х с Томми-ганами — от бедра, ритмично перекачиваясь по сторонам. В общем, огромное расстройство от такой постановки. Спасает положение набор некоторых других элементов, главным из которых стоит отметить погоню, снятую в высокой динамике. Однако в целом в плане техники фильм не выглядит новаторским, что для Франции весьма нетипично. Возможно, сказался именно невысокий бюджет.
Основным преимуществом «Профессионала» служит его доходчивость. Фильм, несмотря на свою глубину и пограничную тематику, — очень лёгкий и понятный. Он соткан из смеси драмы и боевика, который при желании вообще можно было бы изъять и не потерять морали. Знаменитый саундтрек композитора Эннио Морриконе — не единственная здесь особенность. Зрительские симпатии только подтверждают это суждение. В премьерный уик-энд на картину пришли свыше 300 тысяч парижан, а под конец проката по всей Франции её посмотрело 5 миллионов, плюс 3 миллиона в Германии. Примечательная особенность здесь тоже есть, ведь огромному кассовому и зрительскому успеху поспособствовала как раз заглавная тема «Chi Mai», в те недели находившаяся в ротации французских радиостанций. В результате «Профессионал» стал самым коммерчески-успешным проектом для режиссёра Жоржа Лотнера и самым просматриваемым среди фильмов с Жаном-Полем Бельмондо. Впечатляет, что «Профессионал» не потерял актуальность и сейчас, имея, например, на КиноПоиске 61 тысячу оценок от зрителей с рейтингом 8,1.
8,5 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Профессионал 1981 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Убить президента африканской республики. Такое задание получил секретный агент Жослен Бомон. Внезапно политика изменилась, и французское правительство сдает героя африканским властям. Сбежав с каторги, волк-одиночка возвращается на родину с одной целью: довести задание до конца. А чернокожий лидер как раз приезжает во Францию.
Профессионал / Le professionnel 1981, Франция, боевик, драма, триллер