Галерея
Интересные факты 3
Актеры 20
Съемочная группа 9
Рекомендуем 19
Похожие 22
Отзывы к
фильму
8
Встретились два одиночества…
Не лучший фильм Мельвиля с интересной сюжетной идеей. К пожилому банкиру Фершо (Шарль Ванель), мерзавцу и эгоисту, устраивается на работу в качестве секретаря несостоявшийся молодой боксёр (Жан-Поль Бельмондо). По счастливому совпадению, он тоже - эгоист и мерзавец. Банкир скрывается с деньгами вкладчиков в США, надеясь перебраться в Южную Америку. В ходе автомобильного путешествия по Америке характеры персонажей раскрываются, банкир начинает видеть в секретаре себя в молодости и цепляется за этот образ, как за уходящую от него жизнь.
К сожалению, реализация данного сюжета Жоржа Сименона оставляет желать лучшего.
'Старший Фершо' снимался в США (натурные съёмки без участия актёров) и во Франции (студийные эпизоды и натурные съёмки с участием артистов), причём съёмки в США осенью 1962 года совпали с Карибским кризисом, когда мир оказался на грани ядерной войны, и какое-то тоскливое настроение того времени в фильме ощущается. Видимо, эта разорванность съёмок во времени и пространстве в полной мере отразилась и на игре актёров и на фильме в целом. Фильм распадается на отдельные эпизоды (какие-то удачные, какие-то нет), балансирует на грани жанров (психологическая драма, детектив, роуд-муви, социальная сатира, мелодрама), но не монтируется в единое произведение. Есть удачные, атмосферные и запоминающиеся кадры, но это по большей части те эпизоды, которые близки к документальным съёмкам и (независимо от основного сюжета картины) передают ощущение бытия людей на грани ядерного апокалипсиса. По просмотре фильм оставляет тяжеловесное ощущение и может отбить всякий интерес к дальнейшему знакомству с творчеством Мельвиля.
Совет: посмотрите вначале его лучшие работы ('Стукач', 'Второе дыхание', 'Самурай', 'Красный круг', 'Армия теней'), а потом - 'Старшего Фершо'.
Старший и младший
Банкир Дьёдонне Фершо делит людей на три вида: бараны, шакалы и тигры. Себя он, понятно, относит к тиграм. Его главные жизненные ценности – деньги и вера в собственное всемогущество. Старший Фершо готов предать всех, включая и родного брата, чтобы спасти свою «тигриную» шкуру, когда его обвиняют в финансовых махинациях. Он нанимает секретарем бывшего боксера, молодого Мишеля Моде, чтобы отправиться в бега, в Америку. Но не ошибается ли банкир насчет своего помощника?
Моде и Фершо – наглядный пример единства и борьбы противоположностей. Мишель – мотылек по жизни, без денег, без карьеры. Фершо кажется человеком целеустремленным и расчетливым. Но Моде – способный ученик. Сначала он незаметен, как баран в стаде. Потом, собирая по бумажке разбросанные банкиром наличные, подобен шакалу. И, наконец, превращается в тигра.
Довольно простая история. Но, как кажется, Ман-Пьеру Мельвилю самому было скучно работать над картиной. Здесь практически нет его фирменных, стильных фишек, кроме зеркал. Вместо шляпы у Моде – берет десантника, с которым он демонстративно расстается перед первой встречей с Фершо. Вместо поэзии молчания – внутренний диалог, вместо белых перчаток – боксерские. Полицейские болтаются где-то по хвостам.
Жан-Пьер Мельвиль, имея в помощниках Фолькера Шлёндорфа, снял скучное и предсказуемое кино, пусть и по роману Жоржа Семенона. Так бывает, когда лев вдруг теряет хватку. Это случилось после «Стукача» и перед «Вторым дыханием».
6 из 10
Фильм Мельвиля
О том, как Жан-Пьер Мельвиль снимал каждый свой фильм можно делать отдельное кино. И 'Старший Фершо' не стал исключением. Первоначально главные роли предназначались для Алена Делона и Спенсера Трейси. С исполнителем роли Фершо-старшего Шарлем Ванелем отношения у режиссёра не сложились, кульминацией этого напряжения стал отказ от съёмок главных героев на американских просторах (мсье Ванель хотел воспользоваться съёмочной экспедицией и за чужой счёт устроить себе отпуск в Америке). В итоге через океан полетели Мельвиль, часто работавший с ним оператор Анри Дэке, дублёр Бельмондо и технический персонал. Поэтому в фильме так много видов из окна с закадровым голосом, а, например, руки на руле во время таких кадров принадлежали режиссёру картины.
Каждый фильм Мельвиля - это особенный мир с педантичным вниманием к деталям, здесь нет мелочей и каждый эпизод что-то да значит. Например, начальная сцена на боксёрском ринге - это отсылка к увлечению боксом режиссёром, а также желание стать первым, кто снимет Бельмондо на ринге; мелькнувший рекламный щит 'Pray for Peace' - это лозунг, который по мнению режиссёра лучше всего отражает контекст американской жизни в разгар холодной войны... И такие детали можно перечислять ещё очень долго - именно их наличие и делают фильмы Мельвиля не такими простыми, как кажется, а довольно многогранными.
Возвращаясь непосредственно к сюжету 'Старшего Фершо' - вольной экранизации романа Жоржа Сименона - то, в первую очередь, этот фильм можно назвать рассуждениями режиссёра о старости и одиночестве (это тема присутствует чуть ли не в каждой его работе). И, конечно же, 'Старший Фершо' - это картина о нетривиальной любви старого человека к молодому парню, в котором он видит самого себя в молодости. Эта любовь зарождается, когда банкир видит, как его секретарь дерётся с американскими пехотинцами. Потом идут сцены ревности в бунгало и полная особой нежности финальная сцена, заканчивающаяся фразой 'Катитесь вы к чёрту со своим ключом'.
Каждый фильм Мельвиля - это фильм о нем самом, поэтому неудивительны слова режиссёра о том, что 'Мишель Моде - это я! Не могу сказать, что Дьёдонне Фершо - это я; мне пока нет семидесяти.' Мы так и не узнаем, стал ли Мельвиль мсье Фершо...
После 'Старшего Фершо' Мельвиль снял свои лучшие фильмы, снискавшие ему славу одного из лучших постановщиков криминальных драм.
6 из 10
Фершо старший
«Фершо страший» - редкий, если не единственный провал в режиссерской карьере Мельвиля, совершенно безжизненная, сумбурная экранизация романа Ж. Сименона. История бывшего боксера, ставшего секретарем известного банкира, не способна впечатлить синефила, уже знакомого со стилистически выверенными, геометрически выстроенными подними работами этого режиссера.
Картина не содержит в себе никаких эстетических достоинств: ни выразительной операторской работы (хотя ее снимал все тот же А. Декэ), ни адекватной актерской игры, все больше скатывающейся в типажность, ни интересных монтажных решений, в ней нет нормально темпа, она композиционно не выстроена, ее мизансцены откровенно подражают голливудскому социальному кино о крупной буржуазии, нет даже намека на внятное повествование и устойчивую драматургическую конструкцию.
Вместо осмысленной, связной ленты мы имеем набор эпизодов, не объединенных единой драматической линией, заурядные события, происходящие с героями в поездке по Америке, не содержат даже грамма занимательности. Единственная концептуальная нить, на которой хоть как-то держится конструкция фильма, - отношения банкира Фершо и его секретаря, которые то накаляются, то приходят в равновесие, однако, все это выглядит настолько вымученным, что дилетантизма режиссера, его неумение правильно организовать сцену здорово подставляет актеров под огонь критики. Бельмондо и Ванель просто не могут развернуться в таком тесном, бедном событиями и эмоциями пространстве, где полностью отсутствует драматизм, а есть только его неумелая имитация.
Картина просто шокирует своим непрофессионализмом, полнейшим отсутствием хоть каких-то достоинств, даже музыка Ж. Дельрю, виртуоза в создании лейтмотива экзистенциальной тоски (вспомним хотя бы «Презрение» Годара), здесь звучит нелепо и никак не компенсирует полный семантический вакуум ленты.
Остается только удивляться, как в разгар своей карьеры, между очевидными режиссерскими удачами («Стукач» и «Второе дыхание»), то есть почти на пике профессионального мастерства, Мельвиль вдруг погружается в такую черную дыру дилетантизма, что узнать его авторский почерк оказывается решительно невозможно.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Старший Фершо 1963 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Моде и Фершо нечего терять: они оба волки одиночки, оба хищники по жизни, оба не имеют ни чувств, ни моральных устоев. Моде бросает свою подружку за стойкой кафе, не попрощавшись. Фершо, более того - родного брата, который понимая подлость едва ли не самого близкого человека, кончает с собой. И вот они летят в Америку. Страну мечты, а там недалеко и до Венесуэлы. Как говорит старик - Фершо: «Европа - это ненадежно: война, революции, или неровен час, коммунизм наступит». Забрав деньги, раскиданные эксцентричным стариком едва ли не по банкам всех стран мира, боясь, что их арестуют, когда они будут садиться в самолет, Фершо и Моде отправляются в автомобильное путешествие на юг… Путешествие, полное происшествий, споров, влюбленностей Мишеля Моде и разочарований Фершо…
Старший Фершо / L'aîné des Ferchaux 1963, Франция, криминал, драма, приключения