Галерея
Интересные факты 2
Актеры 25
Съемочная группа 69
Рекомендуем 18
Похожие 24
Отзывы к
фильму
14
Southern Comfort (1981)
Отличная драма-триллер про созданный на пустом месте конфликт между американскими военными и этническим народом Кейджэн, отчасти из-за языкового барьера, отчасти из-за одного мудака в американском отряде, отчасти из-за явной неприязни конкретно этих представителей Кейджэн к американцам. Редкий для тех лет пример полностью грамотного составленного фильма, от режиссуры до диалогов, без нелепого переигрывания и бессмысленной воды, снятый, кстати говоря, в очень суровых условиях - зимой на болотах.
Всё действие происходит в 1973 году (сам сценарий написан в 76-ом), в отряде уже есть негр и относятся к нему нормально, хоть и промелькнёт расистская шутка, но она уже не воспринимается в штыки другими. Вьетнамская война всё ещё идёт, но конфликт в фильме возникает уже на территории США. Да и вообще фильм не связан с ней даже параллелями, на чём упорно стоит режиссёр.
А нагнетает он до последнего, даже там где уже и нечего нагнетать, что особенно выражено в самом конце. И получается это у него, надо сказать, отлично. Если уж придираться, то к довольно бутафорской крови, но в те времена рецептура вроде бы только такая и была. Да и некоторые неадекватные персонажи настолько неадекватны, что не ясно была ли вообще хоть какая-то проверка перед взятием в отряд.
Французское гостеприимство
Великолепная эта картина, один из лучших триллеров в мире, начинается как малоинтересный эпизод с участием штатских, играющих в войну на военных сборах (в период сборов они называются «Национальной гвардией» Луизианы). Штатские - люди очень разные, и в одну команду попали случайно. Задача перед ними стоит простая: пересечь лес из пункта А до пункта Б. Выполнение задания не обещает занять много времени: все это больше похоже на поход с элементами игры 'Зарница'.
Все начнется с незначительного, едва замеченного маленьким отрядом (9 человек) эпизода: форсируя вброд какую-то водную преграду, один из вояк решительно перережет стоящую на пути рыболовную сеть. Чужую сеть. Сделает он это с какой-то злой решимостью и полным сознанием своего права ломать чужие вещи, и что-то подскажет, что в обычной жизни, когда на нем нет военной формы, и на плече не висит заряжённый холостыми автомат, он так себя не ведет. Но теперь он играет в войну и идет по территории врага. Остальным этот жест не то чтобы понравится, но они его примут.
Эта водная преграда окажется чем-то вроде Стикса. Выйдя на другой берег, герои окажутся в неуловимо иной реальности. И пути назад уже не будет. Смертельная игра началась, хоть никто пока этого и не понял.
Но солдаты Нацгвардии Луизианы теперь и в самом деле окажутся на территории врага. И их следующим шагом - неправильным - будет заимствование чужих лодок.
Напряжение будет расти незаметно и постепенно. Даже когда один из бойцов отряда, дурачок Стоки, даст холостую очередь по хозяевам лодок, появившимся на берегу, ни его товарищам, ни зрителю все еще не будет понятно, с чем решили поиграть «гвардейцы». И ответный выстрел - прицельный, в голову сержанта, из ружья, - произведет шоковый эффект.
Понеся первую потерю, на берег бойцы выберутся растерянными, напуганными, потерявшими карту и компас. Теперь они одни в лесных болотах, и на них объявлена охота.
Луизианские болота - полноценный мощный персонаж фильма. Лес, стоящий по колено в грязной воде, его скрипы, стоны и шорохи, похожие на дыхание невидимого живого существа, создают идеальную атмосферу для кошмара.
Этот лес, в который наши ребята забрели себе на погибель, не только кажется живым - он и есть живой. Но населен он не сказочными болотными духами, рожденными ядовитыми испарениями, а вполне реальными людьми, коренными жителями этих мест - и они следят за каждым шагом наших героев. В этих местах быстро рассыпется в прах воспоминание об Америке 70-х с ее хиппи, небоскребами, большими городами, - Америка вновь обернется непокоренным диким континентом, обитатели которого не любят наглых, самоуверенных чужаков.
По некой иронии истории, роль коренного населения Америки теперь достанется потомкам первых американских 'пионеров', сохранивших в своем медвежьем углу свои старинные обычаи и простые, суровые законы. Это каджуны - потомки французских эмигрантов, охотники и рыболовы, живущие в каком-то совершенно своем времени, в собственном лесном государстве: они тут даже говорят по-французски.
- Что за фигня здесь происходит?
- Мы здесь живем. Это наши места! Вот и все.
Однако и солдаты откажутся покорно принять на себя роль дичи. Они попытаются защищаться. Довольно кстати у самого запасливого из них окажутся при себе боевые патроны.
Неторопливый, безжалостный, неяркий (весь в тонах хаки, коричневого и серого) фильм великолепно препарирует психологию войны и военного безумия на примере того, что происходит с маленьким отрядом. Здравый смысл, понятия справедливости и порядочности отменяются, налет цивилизации исчезает. Страх за свою шкуру диктует новые принципы, оправдывает слепую ненависть и жестокость. Мир мгновенно оказывается поделенным на своих и чужих. Встретив первого местного жителя, солдаты немедленно назначают его ответственным за убийство сержанта Пула и поступают с ним по законам военного времени.
Самым разумным из членов отряда очевидно, что схваченный охотник ни при чем. Но разум уже не в чести: их доводов никто не услышит.
А число жертв тем временем растет. Смерть, невидимая и непредсказуемая, подстерегает гвардейцев за каждым деревом, всегда принимая новые, неожиданные формы. Охотники-каджуны знают в этих лесах каждый пень. Они могут сделать оружие из деревьев, а могут - и из ловушки на зверя. Они убивают, оставаясь почти невидимыми, и все это происходит без 'бу-эффектов', в какой-то даже неторопливой, очень реалистической манере.
Отряд, так и не ставший единым целым, будет заниматься сведением личных счетов и разборками, параллельно множа число жертв. Вспыхивающая надежда будет сменяться отчаянием, ужас - блеснувшей надеждой на спасение. Но спасутся ли хотя бы двое самых симпатичных из героев, попавших в эту жуткую 'Зарницу' не по своей воле, - этот вопрос останется открытым до самой последней секунды фильма.
Кому сочувствовать в этом противостоянии, каждый решит сам. Справедливость явно на стороне каджунов, но ситуацию мы видим глазами солдат, постепенно проникаясь симпатией к героям Кита Кэррадайна и Пауэрса Бута.
Последние минуты оказываются самыми напряженными: выбравшись из гибельных болот, последние оставшиеся в живых доберутся до какой-то провалившейся в дыру времени каджунской деревни, в которой 'всегда праздник', и музыка кантри заглушает стоны и выстрелы. Вроде бы они спасены, их угощают, приглашают потанцевать, - но ощущение, что смерть следит за ними, почему-то никуда не уходит, и простые поступки местных приобретают зловещий смысл. И в самом деле, после короткой передышки охота начинается вновь, и теперь это уже отчаянная борьба за выживание.
Никто никого ни о чем не спрашивает, никто ни от кого не ждет оправданий и объяснений - a la guerre comme a la guerre: одни нападают, другие защищаются, и, возможно, мужеством, с которым обороняющиеся сражаются в этой последней схватке, они покупают у судьбы право выжить.
Если они выживут, они вернутся в уютный современный мир. Но свое путешествие на ту сторону Стикса они никогда не забудут. Как не забудут и того, что узнали о себе: о том, что под оболочкой современного человека живет зверь, а современный мир отделяет от дикости лишь хлипкий бордюрчик условностей. И такое ощущение, что это открытие не повергает авторов фильма в ужас. Потому что им очевидно нравятся люди, умеющие драться за себя. Впрочем, вслух картина никаких морализаторских установок не дает: каждый может понимать эту историю о столкновении миров по-своему. И тот факт, что сочетание мужчин, оружия и дикой природы неизбежно приводит к крови, может кого-то напугать, а кому-то показаться обнадеживающим подтверждением того, что наш мир еще рано называть Сибарисом.
10 из 10
Солдаты 'Выходного дня' или проверка на выдержку(ее так никто и не прошел)
Мы все думаем, что США - нечто однородное, населенное стереотипными 'тупыми янки'. Повсюду негры, мексиканцы, арабы и прочие понаехавшие. Все без исключения живут в обществе потребления и уже забыли, что такое борьба за выживание... Но это далеко не так.
Чтобы хорошенько разобраться в этом фильме нужно знать историю Юга США, его законы и традиции. Надо сказать, что американский Юг - место не самое благополучное. И, что характерно, он изначально был таким: не самым развитым, не самым жизнерадостным регионом. И не самым гостеприимным... Тут вам и Алабама с Миссисипи, заселенные реднеками и неграми почти полностью, тут и Западная Вирджиния, покрытая лесами на 90% и населенная невеселыми ребятами - 'хилбилли', тут вам и Джорджия, где находится штаб-квартира организации Ку-Клукс-Клан... Ну и Луизиана.
Самый глухой регион старого доброго Юга... Повсюду болота, инфраструктуры мало, полным-полно негров с Карибских островов, что добавляет и так неспокойному региону верования вуду и прочие проблемы. Ну и конечно каджуны... Потомки французских переселенцев, живущие крайне обособленно, проявляющие завидную агрессивность про встрече с чужаками говорящие на своем собственном языке - это и не француский, и не английский. Совершенно непонятное наречье.
- Черт, не такому французскому меня учили в школе...
Короче, место очень интересное. Имеющее свой колорит. Да.
О чем фильм? Группа американских солдат... Стоп. Если вы представили бравых пехотинцев, которых вам показывали в фильмах про Вьетнам, то выкиньте их из головы. Это даже и не солдаты. Простые срочники, которые мирно занимались своими делами на гражданке и попали под призыв. Да-да, всеобщую повинность в США отменили лишь после вьетнамской войны. Относительно по-боевому выглядит лишь командир этого, кхм, отряда... которому сносят голову почти сразу. А все из-за того, что один идиот ради шутки стал стрелять из пулемета по местным ребятам, вышеупомянутым каджунам. Естественно холостыми. А вот в ответ по ним стреляли вовсе не холостыми... Ну хоть не из пулемета.
И вот, наши герои оказались без командования, связи, карты, боевых патронов во владениях противника. Начинается борьба за выживание, ибо каджуны не останавливаются на одном убитом...
А команда получилась очень красочная - инженер-химик из Техаса, решающий проблемы при помощи ножа. Деревенский недоумок, отпускающий низкопробные остороты (он, кстати, и стрелял по местным). Заместитель командира, который не способен командовать и своей собакой. Истеричный радист. Ниггер, толкающий травку. Тренер футбольной команды (возможно, ку-клукс-клановец), медленно сходящий с ума... Настоящие бойцы.
Фильм очень и очень добротный. Наблюдать за поступками людей, за их психологией здесь очень интересно. Умело показан конфликт внутри группы, делающий ее крайне уязвимой для противника. А концовка, на мой взгляд, достойна какой-нибудь премии. Все вроде тихо-мирно, кажется герои спасены. Но зритель понимает, что сейчас произойдет что-то плохое... Актеры справились хорошо. Не безупречно, конечно, но все же. Особенно выделяется Пауэрс Бут, отлично сыгравший нелюдимого техасца. Мое почтение.
Любителям тяжелых военных фильмов(да-да, показан самый настоящий конфликт) и фанатам американского Юга строго рекомендуется.
8 из 10
Как гоняли городских.
К творчеству Уолтера Хилла я всегда отношусь с некоторой опаской, он для меня как Джон Карпентер: вроде и добился культового статуса, а хорошие фильмы снимает раз через раз. На каждые «48 часов» и «Нарушение территории» у него всегда надуться в лучшем случае посредственные «Улицы в огне», а в совсем худшем, кхм, «Неудержимый». Основная характерная черта его творчества заключена в том, что он старается даже самые примитивные сюжеты наделить намеком на второе дно. Но именно что намеком, но никак не достойным смысловым содержанием. И тем внезапнее было увидеть этот фильм, который мало того, что хорош сам по себе, но во много является, не побоюсь этого слова, очень умным произведением.
Синопсис сюжета прост: группа военных устраивает учения в болотах Луизианы, имея при себе винтовки с холостыми патронами и какой никакой, а боевой опыт. Из за одного недоразумения, виной которому был идиотический человеческий фактор у отряда случился конфликт с местным населением, которое как оказалось, шуток не понимает и готово идти на самые радикальные меры. Вот собственно, и все. Если задуматься, то перед нами типичный сюжетный шаблон для какого ни будь второсортного хоррора про изолированную территорию и группу подростков в качестве дичи для маньяка охотника. Но начиная уже с этого самого места фильм демонстрирует всю мощь своего потенциала.
Стоит начать с того, что внешний враг не персонализирован: мы незнаем ничего конкретно о личностях преследователей, там нет своего Васа Монтегро, они не вступают в прямую конфронтацию и никаким образом не налаживают контакта со своими жертвами. Они есть, и это главное. Жуткие болота Луизианы (которые своими мертвыми пейзажами разрушат любой миф о безоговорочной красоте природы)- это их территория, они знают здесь все дороги. Как ни странно, первостепенный враг тут другого рода - это внутренний конфликт внутри самой группы: без начальства, без средств связи, практически без патронов- они в полной растерянности и не знают, как быть и что делать.
Собственно, тем фильм и хорош: он очень грамотно показывает нарастание внутригруппового конфликта под действием внешних факторов и отсутствия какого либо рационального руководства. Ведомые лишь растерянностью и паническим иррационализмом в действиях, без внутренней сплочённости группа становится особенно уязвимой для удара- и в конечном счете, вопрос выживания становится делом сугубо индивидуальным.
Собственно, мои всяческие рекомендации. На удивление сильная работа достаточно среднего режиссёра.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Южное гостеприимство 1981 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Национальная гвардия проводит учения в болотах Луизианы, где местных называют каджуны. Гвардейцы оторвались от рутинных дел и выпускают пар, бряцая оружием, как мальчишки. Один из них в шутку дал очередь холостыми по стоявшим на берегу. Но ответный выстрел был отнюдь не холостым. После этого начинаются кошмарные учения на выживание с невидимым противником, который знает каждую кочку на болоте.
Южное гостеприимство / Southern Comfort 1981, США, драма, приключения, триллер