Галерея
Интересные факты 9
Актеры 34
Съемочная группа 9
Рекомендуем 19
Похожие 22
Отзывы к
фильму
27
Фильм, который удостоился стать талисманом для советских и российских космонавтов, пожалуй, автоматически получает статус культового. «Белое солнце пустыни» вышло на волне успеха «Неуловимых мстителей» и оказало самое сильное влияние на формирование особого жанра, ныне ушедшего в забвение – истерн. И подобно некоторым блокбастерам третьего тысячелетия создание фильма встречало различные препятствия, пересъёмки и досъёмки. В успех не верил даже сам режиссёр, однако спустя уже тридцать лет «Белое солнце пустыни» оказалось в числе наиболее любимых лент у зрителей постсоветского пространства.
В «Белом солнце пустыни», если подумать, есть две вещи, очень близкие советскому человеку – тематика Гражданской войны и дружба народов. Бредущий по пескам товарищ Сухов, который постоянно вспоминает любимую жену и надиктовывает ей письма, нашёл отклик у многих. Опытный воин, а в небуквальном толковании просто человек в другом мире, Сухов пленяет своей стойкостью, спокойствием, а также умением сыронизировать над любой ситуацией. Такие качества и впрямь необходимы каждому, кто отправляется в опасное путешествие. Второй по значимости персонаж – Саид, такой же добродушный человек и очень преданный друг, на вопрос о своей внезапной помощи всегда отвечающий кротко «Стреляли». Эта дружба между людьми разных культур представлена настолько убедительно, что «Белое солнце пустыни» считают удачной лентой для мусульман, хотя каких-либо прямых отсылок на ислам здесь нет. Впрочем, это не мне судить.
Для советского зрителя подобного рода приключенческие фильмы являлись относительной редкостью, и сейчас уже сложно представить, какой восторг вызывали у первых зрителей сцены с перестрелками и убийствами. Среди них как минимум некоторые сняты удачно, и это при том, что многие из участников съёмок не были профессионалами. Исключениями являются только главные герои. Сухова играет уже опытный по тем временам актёр Анатолий Кузнецов, образ Саида воплощает Спартак Мишулин, который позднее, в «Человеке с бульвара Капуцинов», вновь сыграет персонажа другой национальности, а бывший имперец Верещагин предстаёт перед нами в исполнении Павла Луспекаева, которого этот фильм сделал легендарной личностью. Несмотря на тяжкие проблемы с ногами, Луспекаев во всех сценах снялся без костылей и без дублёров. Сильный актёр неизбежно рождает сильного персонажа. Верещагин является наиболее драматичным героем фильма, который делает выбор, но в то же время страдает от пьянства. За осуждение такое вредной привычки фильм достоин отдельного пальца вверх. Нельзя промолчать о Татьяне Федотовой, сыгравшей очаровательную дочь пустыни Гюльчатай, и о Кахи Кавсадзе, в исполнении которого мы увидели очень колоритного плохого парня Абдуллу.
При всей своей значимости фильм не лишён шероховатостей, из которых, правда, только одна вызывает сильную претензию. Несовершенный монтаж, выражающийся в меняющихся от кадра к кадру расположении персонажей и угла падения солнечных лучей можно простить в силу тяжёлых условий съёмок, но вот финал фильма воспринимается необоснованно грустным. По сравнению с первоначальной версией, где было намного больше слёз, это ещё цветочки, но хотелось бы немного больше позитива. Впрочем, более существенным упущением является то, сценарий оставляет Саида с одним нерешённым вопросом, хотя вместо этого мы могли бы увидеть, как этот персонаж совершает выбор между двумя сторонами. Персонаж мог бы получиться даже более интересным, чем Верещагин, но как получилось, так уж получилось. Всё перечисленное, а самом деле, мелочи, и упомянуты мной только ради объективности, а той самой претензией является Петруха. Николай Годовиков играет его откровенно плохо, и когда по сюжету Верещагин проникается к персонажу тёплыми чувствами, возникает вопрос: а что ты в нём нашёл? Петруха – скучный и неглубокий персонаж, хотя нам и пытаются внушить, что он бравый и бойкий парень.
Таким образом, «Белое солнце пустыни» всё-таки есть, за что критиковать, но если учитывать все его достоинства, а также огромное влияние на советский кинематограф, то сколько-нибудь негативные отзывы становятся признаком дурного тона.
10 из 10
Культовое кино. Историко-патриотический истерн. При этом Владимир Мотыль хотел сделать именно стилизацию под вестерн. А получилось вот такой уникальный аутентичный формат с эстетикой самурайской саги, ну или скорее рыцарской. Там же есть дама сердца. Достаточно чёткая и прямая центральная ветка при этом имеет массу интересных сюжетных нюансов связанных с яркими и харизматичными персонажами. Персонажи получили настолько легендарный статус, что многие их цитаты стали крылатыми, а некоторых героев изваяли в виде памятников и сделали символами. Например Павел Верещагин (великолепный образ Павла Луспекаева) стал символом таможенной службы в России и некоторых других странах. Кино наполнено иронией, юмором и некой жизнеутверждающей поликультурной философией. Хотя смерть того же Верещагина имеет явные марксистские предпосылки. Так же в фильме очень тонко используется восточная традиционная культура. С юмором и формальной исторической критикой, но при этом всё на уважении. Кино безоговорочно держит в напряжении и подводит нас к яркому финалу. Конечная же сцена имеет некую открытость, отображая образ красноармейца Сухова, как вечного защитника народа своего государства. Идеальный образ честного, справедливого, умного, принципиального, но при этом доброго и открытого человека. Наверное таким должен бы быть любой, а не только идеальный советский человек. Классика советского игрового кино, планку которого, опять же, наверное пока не переплюнули на постсоветском кинопространстве.
Рецензия небольшая, просто коротко пройдусь по тому, что сильно портит впечатление от фильма, возможно вы попадете в такую же ситуацию
Фильм снят непонятно как. Я люблю советские фильмы, но порой можно заметить, что они сняты немного странно по сравнению с западом. Планы, монтаж, актеры, мизансцены — все другое, но такое родное. Но Белое солнце это просто преступление. Возьмем, к примеру, сцену где Петруху затаскивает в окно Таможенник. Ему кричат «руки вверх», он их поднимает, и вдруг склейка, его уже тащат вверх, при этом план не меняется, будто это тот же кадр. Почему это нельзя было снять одним кадром? И так в половине сцен, очевидные склейки в тех местах, которые можно было спокойно снять одним кадром
В сцене прощания с наложницами, когда Сухов смотрит на место, где должна быть Гульчатай, подергивается камера, будто её задел мимокрокодивший дух Абдуллы. Почему сцену не пересняли? Видимо, решили, что советский зритель проглотит вообще что угодно
Дальше. В фактах о фильме сказано, что все актрисы-наложницы привезены из Москвы, так как местные актрисы отказались сниматься. Почему тогда то, что они говорят, не соответствует движению губ, они что, русского не знают, реплики не смогли произнести? Или когда из уст одной из наложниц доносится мужицкая речь, это такой искрометный юмор? Мне было даже обидно за эту актрису с усами
Про остальные минусы картины писать не буду. Несвязный сценарий, каменная актерская игра, пустые персонажи без мотивации — это всё субъективно, большинству всё нравится. Пишу эту рецензию скорее чтобы предупредить собирающихся смотреть фильм о том, что вам придется совершенно забыть о кинематографии и следить исключительно за сюжетом. Может, вам и понравится
3 из 10
Для среднестатистического жителя Советского Союза увидеть «Белое солнце пустыни», наверно, нечто особенное. Ведь этот фильм Владимира Мотыля, вышедший в 1970 году, даёт им возможность прикоснуться к необычному, ранее невиданному миру не песчаного Востока, а другого — западного кино. Пустыни Средней Азии всё-таки тоже новы отечественному зрителю, но он всегда имел возможность побывать в них, нежели увидеть западный боевик с крутыми парнями на лошадях, умеющими стрелять точно с двух рук от бедра. В этом смысле «Белое солнце пустыни» выглядит хорошим балованьем нашему человеку. Тем более подобные фильмы выходили с завидной редкостью. Только фильмов ужасов в СССР было ещё меньше.
Однако доподлинным вестерном данную ленту назвать нельзя. Есть коренные отличия в сравнении с фильмами Серджио Леоне и Джона Форда. Хоть создатели стремились сделать именно вестерн, получилось другое, что никак не умаляет их заслуг. По сюжетной линии главный герой перед нами встаёт не благой разбойник, охотник за головами или грабитель, а простой русский солдат Фёдор Сухов, красноармеец. У него свои идеалы, своя родина и совесть. Герой актёра Анатолия Кузнецова предстаёт типичным русским мужиком — трудолюбивым, красноречивым и смелым, в душе так и остающемся рядом с домиком в деревне и семьёй. Образ Сухова на протяжении фильма показан как образ чистого перед собой и всеми человека, не опороченного войной или восточными прелестями. Даже красавица Гюлчатай не в силах соблазнить этого селянина. Всё-таки жена дома, а она не поймёт.
Но что манит Сухова к разного рода авантюрам, так это свобода. Все эти бескрайние пески, чистое небо и золотое солнце, эта природа, где диву дашься, ведь нет ничего подобного на исторической родине. Именно отсюда и началась история, когда Фёдору пришлось вытаскивать Саида, зарытого в песок, а затем и защищать жён от бандита Абдуллы. Конечно, благородство здесь — главный мотиватор, но вряд ли только им дело ограничилось. Фёдор бежал от Востока, но при первой же возможности предпочёл побыть здесь ещё. Душа затребовала — изволь исполнить. А почему бы и нет? Где ты сможешь почувствовать такое же через несколько лет, когда страна станет подобием антиутопии? Сухов ничего этого не знал, но как бы стал символом для зрителя из 1970 года.
Только желание поскорее вернуться в родную деревню всё-таки не даёт Сухову жить спокойно. Он частенько пишет домой, представляя родные земли, существенно отличающиеся от побережья Каспийского моря. Его хоть и манит запретный плод в виде пустыни, но домой вернуться лучше. Ему люба родина, а не другая земля. Сухов — это типичный верный родине человек. Он видится эдаким символом любви к России, какой бы она ни была. Поэтому же он и верно служит ей в Средней Азии. Причём не только он здесь — главный служитель стране. Через каждого солдата в этом фильме передано главное — наш солдат храбрый и любит родину. Тут и красноармеец Петруха, ставший ещё одним поэтическим образом простого парня, которому от жизни чудес не надо, а бабу красивую, чтоб не крокодил, да и только. Тут и колоритный Павел Артемьевич Верещагин, не менее выдающийся персонаж фильма. Уже давно состарившийся, потихоньку спивающийся и сходящий с ума старый вояка, служивший ещё Царской России, тоже олицетворяет по ходу фильма свою верность стране. Она стала цитаделью раздора, какой-то неправильной, поэтому он и обосновался с женой в далёких краях. Но русский дух в нём по-прежнему был жив. Именно поэтому Верещагин, вопреки запретам жены, стремится помочь Сухову в этой по-настоящему интересной истории. Пулемёт не даст, так сам на амбразуру выйдет. Павел Артемьевич — символ уже прошедших дней, но не прошедшего духа. Он всё ещё любит родину, посему и поёт бардовские песни под гитару, с чем связан один из самых очевидных киноляпов в фильме, но уже не может вернуться обратно.
Словом, в «Белом солнце пустыни» только бандитов можно назвать призраками запада. Они и там грабят-да-убивают, и здесь также. Зло везде зло. Некоторые герои, как Саид, символизируют здешние земли со своими законами и честью, которые и защищает. Поэтому данный фильм — истерн, а не вестерн. В фильмах с Клинтом Иствудом и Джоном Уэйном мы видим их идеалы, которые на Диком Западе воплощаются в цель разбогатеть, спасти кого-то или достичь справедливости. Словом, в фильме Мотыля — всё то же, кроме богатств, но добавлена и любовь к отчизне от лица каждого солдата. И мы видим здесь именно посыл любить свою страну, какой бы она ни была и кто бы её не населял.
В целом, «Белое солнце пустыни» можно проанализировать следующим образом. У запада свои герои со своими фишками, у нас — со своими. Радует глаз природа как Техасских земель, так и Каспийских. И на Западе, и в СССР снимали отлично. Так что наш вариант вестерна ничем не уступает многим западным, в чём-то превосходя. Жаль, что не удалось поставить производство таких красивых и выдающихся фильмов на поток. Так что среди истернов «Белое солнце пустыни» можно считать самым лучшим, который неспроста стал одним из лучших в истории отечественного кино. Ещё б с музыкой получше постарались, и вообще не было б претензий.
9 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Белое солнце пустыни 1969 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Бесконечная пустыня. Боец Сухов, прикуривающий от динамитной шашки, нескладный Петруха с вечно заклинивающей трехлинейкой, обаятельный Верещагин с надоевшей черной икрой и знаменитыми песнями-балладами, ловкий Саид , злодей Абдулла со своей бандой, любознательная Гульчатай, играющая с черепахой.
Белое солнце пустыни / Белое солнце пустыни 1969, СССР, боевик, военный, драма, комедия, мелодрама, приключения