Галерея
Интересные факты 5
Актеры 36
Съемочная группа 211
Рекомендуем 23
Похожие 21
Отзывы к
фильму
19
Ещё совсем недавно одним из самых распространённых изображений, которое можно было встретить чуть ли не повсеместно, стал фотографический портрет мужчины с южноамериканскими чертами лица, немного заросший, что придавало ему некоей импозантности. Пронзительный взгляд у него был целеустремлённо направлен куда-то вперёд, словно он что-то высматривал, возможно, что путь в светлое будущее, а возможно, что ожидал появления врагов. На голове мужчины красовался берет, на котором чётко просматривалась красная звезда как символ борьбы и политической принадлежности. В своё время, в особенности в советское, этого человека знал каждый: перед нами был изображён бывший аргентинский дипломированный врач, который в 1956-ом году примкнул к национально-освободительному движению кубинских революционеров под предводительством Фиделя Кастро. Мужчину в берете звали Эрнесто Гевара, а соратники часто добавляли к его имени междометие 'Че', чем подчёркивалось его аргентинское происхождение и имелось ввиду ещё и такое тёплое слово как 'друг'.
Гевара стал лидером повстанцев во время Кубинской революции 1959-го года, когда прокоммунистически настроенные отряды вступили в военную конфронтацию с правительством тогдашнего президента Кубы Фульхенсио Батисты, о коррумпированности которого не говорил только ленивый: он имел вненалоговые прибыли от застройки Кубы игорными заведениями, щедро оплачиваемыми и контролируемыми различными могущественными мафиозными и политическими кланами США. Гевара после победы революции стал олицетворением партизанской войны, которая несла в себе социалистические идеалы. И пусть по другую сторону баррикад к Че неоднозначное отношение, масштаб его личности часто привлекает того или иного представителя искусства, в том числе Эрнесто не раз становился главным персонажем как документальных, так и художественных фильмов. Так бывший аргентинский врач стал героем дилогии от режиссёра Стивена Содерберга по сценарию Питера Бучмана, и обе части фильма одна за другой - 21 и 22 мая 2008-го года соответственно. Главную роль сыграл американец пуэрто-риканского происхождения Бенисио дель Торо.
Действие фильма начинается уже с того, как Гевара общается на конспиративной квартире с ближайшими соратниками Фиделя Кастро и с самим команданте непосредственно, обговаривая план революционных действий. А о том как же формировались политические убеждения Че можно узнать из картины 'Че Гевара: Дневники мотоциклиста' (2004). А в своём фильме Содерберг практически без раскачки закидывает зрителя вглубь партизанской войны, идущей в густых кубинских зарослях. Здесь без обиняков демонстрируется суровые будни военизированных отрядов революционеров, когда в каждую секунду возможно надо будет вступить в бой с правительственными войсками, смертельно рискуя жизнью, но при этом не предавая своих идеалов борьбы. Гевара постепенно становится лидером, люди начинают тянутся к нему, он всегда и сам выходит на передовую, не выделяя себя. Его пламенные речи находят всё больше и больше сочувствующих и поклонников. Он умеет обычными словами сказать и объяснить важные вещи, и это находит отклик. Ведомые Геварой приверженцы Революции раз за разом одерживают важнейшие победы, при этом часто пользуясь поддержкой местного населения.
Тут надо отметить, что Содерберг не идеализирует состояние открытой войны, передавая все её тяготы, но не заливает экран кровью. У него нет попытки сделать из Эрнесто 'Че' Гевары рыцаря без страха и упрёка, стараясь передать правдивый и доскональный образ борца. Но даже при этих условиях 'Че' вызывает уважение: во-первых, своей полной уверенностью в правильности предпринимаемых действий, во-вторых, святой верой в светлое будущее, которое он путём даже собственного самопожертвования хочет дать кубинцам, что в свою очередь может послужить мощнейшим импульсом для смены политической системы во всей Латинской Америке. Стивен Содерберг сам выступил в качестве оператора своей ленты и надо сказать, что при просмотре первой части дилогии ты ощущаешь себя каким-то военным корреспондентом, который след в след идёт за отрядами Гевары, своими глазами видит бои, но при этом остаётся в статусе бесшумной тени, являясь по сути наблюдателем. Это способствует тому, что 'Че: Часть первая. Аргентинец' воспринимается максимально приближённым к настоящей истории Кубинской революции.
Содерберг и дель Торо не в первый раз работают вместе: в 2000-ом году на экраны вышла лента 'Траффик', за что и режиссёр и актёр получили 'Оскар' в своих номинациях. И примерно с этого времени они стали готовиться к производству военно-драматического байопика об Эрнесто Геваре. Бенисио несколько лет посещал архивы, чтобы наиболее достоверно воплотить своего персонажа, наложившего отпечаток на всю мировую историю. И это ему удалось - 'Че' в его исполнении настолько убедителен, что через некоторое время после начала просмотра начинаешь искренне верить, что перед тобой натуральный лидер Кубинской революции. За эту роль Бенисио дель Торо абсолютно честно получил награду Каннского кинофестиваля. После этого воплощения становится понятным, почему же столько людей поверили Геваре, почему кубинцы его поддержали, почему его боялись враги. Ведь Эрнесто 'Че' Гевара стал настоящим символом революционной борьбы. И вот почему самое известное его изображение, то самое - в берете, фотографа Альберто Корды имеет название 'Героический партизан'...
8 из 10
Казалось бы, что нового можно рассказать о Эрнесто Че Гевара де Ла Серне? Жизнь этого человека, несмотря на её короткую продолжительность (легендарный аргентинец прожил 39 лет) была сама по себе легендой. Потому что само влияние кубинской революции и роль Че Гевары в ней, просто настолько обширна, что отрицать этого, не станет, даже самый ультраправый радикал на свете. Почти 10 лет назад, Стивен Содерберг снял наверное один из лучших своих фильмов (ремейк друзей Оушена, не в счёт).
Был проведён огромный объём работы; в основу сценария легли произведения команданте, как «Эпизоды революционной войны», о чём повествует первая часть дилогии и «Боливийский дневник», лёгший во вторую. Первое повествует о трёхлетней борьбе «барбудос» (бородачей, как их называли крестьян) с диктатурой Батисты. Второе — о последней экспедиции Че в Боливию. Содерберг также опрашивал людей бывших вместе с ним в Боливии и (!) даже нашёл сержанта боливийской армии Терана расстрелявшего героя. Таким образом, мы видим не икону созданную западными леваками, а живого человека ставшего легендой при жизни.
Теперь о фильме. Дилогия представляет собой документальное изложение, которое тем не менее очень интересно смотреть. Каждое слово сказанное в фильме биографично. В отличии от лент «основанных на реальных событиях», но на деле являющихся мало или недостоверными, несмотря на заверения в том, что всё здесь реально, дилогия Содерберга имеет право называться именно такой. Конечно за четыре с половиной часа экранного времени, создатели не смогли описать всю хронологию кубинской революции, но им удалось изложить жизнь Че такой какой она была. Например отношения Че и Фиделя были показаны достаточно поверхностно и я полагаю, что им можно было уделить побольше времени. Но это моё сугубо личное мнение. Что касается актёров, то выбор Бенисио дель Торо на главную роль себя оправдал. И внешне похож, как на две капли воды, и вжился в образ на все сто процентов. Дэмиан Бишар тоже хорош в роли Фиделя, несмотря на небольшое экранное время персонажа. Бишар неплохо скопировал манеру общения Кастро и даже похож на него внешне. В эпизодах сыграли Джулия Ормонд и Франка Потенте. Каждый герой присутсвующий в ленте, реальный человек со своей историей, зачастую трагичной. Кстати, в фильме сыграл племянник Че, Пабло Гевара. Меня поразило даже то, что здесь есть такие персонажи, как Алеида Мерч, Тамара Бунке (Таня), бывшие рядом с Че на Кубе и в Боливии. Поразило ещё раз тем, как архисерьёзно создатели подошли к производству фильма.
Подытоживая рецензию, замечу то этот фильм понравится далеко не всем. Во-первых, перед просмотром, рекомендую ознакомится с «Эпизодами революционной войны» и «Боливийским дневником», дабы понять что происходило с Че в этих экспедициях и насладиться достоверностью фильма. Во-вторых: если вы хотите тупо развлечься — этот фильм не для вас. Это, как я сказал выше художественная кинохроника, отображающая исторический процесс в Латинской Америке конца 50-х — начала 60-х годов XX века. И еще одна интересная деталь. В первой части дилогии, эпизоды партизанской войны перемеживаются с интервью Че американским журналистам и выступлением команданте на 19-й генеральной ассамблее ООН. Вторая же часть — это экранизация «Боливийского дневника».
Кстати, о «Боливийском дневнике». Несмотря на сухость повествования (видно что писал Гевара, не для печати и гонораров, но поверьте эта книга может называться бестселлером), здесь видно две вещи. Первая — склонность аргентинца к анализу и вторая — смотреть на вещи честно и прямо. Как отметил в своё время Анастас Микоян, «Боливийский дневник написан кровью революционера».
В истории Че Гевары, никогда не будет поставлена точка. Потому что его жизнь и деятельность до сих пор обсуждаются и историками и простыми людьми. Как говорил Фидель Кастро, «История нас оправдает». История не только оправдала храбрых бородачей, она сохранила их имена навека. В отличии от тех, с кем они боролись. Скажите товарищи, вам о чём-то говорят имена Батисты и генерала Баррьентоса?
P.S: Обнаружил интересную ошибку в недавно вышедшей в серии ЖЗЛ, биографии Че Гевары в авторстве Николая Платошкина. Кадр из этого фильма, где герой выступает в ООН, был принят за реальную (!) фотографию героя. Уже, хотя бы это свидетельствует о том, насколько Бенисио дель Торо перевоплотился в роли легендарного революционера.
10 из 10
Скорее всего, если бы я ограничился просмотром только этого фильма про Че, то оценка была бы на несколько баллов выше. Прежде всего, многое определяла бы игра Бенишио. Актер просто бесподобно перевоплотился. Да и концептуальная задумка режиссера ленты пришлась мне по душе — запечатлеть почти в документальной эстетике фрагменты жизни известного человека, без оценок и голливудских клише (родился, женился…). Только вот есть одно обстоятельство. Все дело в том, что очень похожий фильм был снят ранее уже другим автором.
Речь идет о картине про Че снятой Джошем Эвансом с Эдуардо Норьегой в главной роли. Нужно быть справедливым — лента также составлена из квази-документальных фрагментов, а Норьега просто великолепен. Впрочем, лента Эванса пусть и скучна, но длиться неполных два часа. А вот фильм Содерберга идет все 4 и разделен на две части (причем, вторая совершенно лишняя).
Скучные эпизоды сменяют друг друга в сухой, лишенной поэтики конструкции Содерберга. Единственное здравое начало в этом всем — возможность продемонстрировать себя известным актерам. Бенишио, равно как и Демиан Бишир и Владимир Крус просто идеально вживаются в известные типажи. Их выдающаяся внешность наслаивается на картинки героев и получаются новые совпадения. На экране оживают подобия революционеров прошлого. Слово «герилья» получает новое звучание.
Только вот следить за этим самолюбованием совсем неинтересно. Лес, партизаны, скупые диалоги и перестрелки — все, что в тех или иных пропорциях прокручивается на протяжении всего хронометража. Отсутствие оригинальности поэтому является дополнительной констатацией абсолютного режиссерского абсурда. Содерберг будто стремится избегать какой-либо яркости в портретах, предпочитая серые цвета.
Наверное следует, чтобы прошло больше времени и найдутся смельчаки готовые в кинематографических оценках Че Гевары найти нечто интересное, неординарное и памятное. А пока приходится довольствоваться стерильным киноальманахом Содерберга, клонированным и никчемным по своей художественной значимости. Поэтому, я склонен выделять более лаконичный и сбалансированный (хотя, также лишенный интересности) фильм Эванса. И только участие Бенишио не позволяет оценить фильм Содерберга в самых низких оценках
5 из 10
«-Что бы добиться многого вы должны потерять всё.» (Эрнесто Че Гевара)
Стивен Содерберг смог попасть в историю кино сняв антинаркотический манифест «Трафик». А закрепится на мейнстримном поприще ему помогли «11 Друзей Оушена», и его коммерчески успешные продолжения. Затем режиссёр продолжил работать на территории артхауса, сняв в жанре «кино не для всех» к примеру «Хорошего Американца»…И рассматриваемый здесь байопик о кубинском революционере. Но если тот же фильм о событиях Второй Мировой ещё могут смотреть «сторонние» люди, то дилогия «Че» -сугубо для тех кто в теме. Ибо что бы смотреть данную ленту понимая что происходит на экране, необходимо хорошо знать кубинскую революцию и то, что дало к ней предпосылки. А так же знать имена всех её активных участников, как лидеров (понятно, что Фиделя и Эрнесто и так знают все) так и менее знаменитых «полевых командиров». Знать исторические события тех лет, произошедшие как на Кубе, так и в мире. И вообще — быть фанатом рассматриваемой (именно «рассматриваемой», а не «о рассказываемой») в фильме личности… В противном случае картина вас усыпит, и вы будите вынуждены досматривать её через силу (как я). Так как, не зная нечего о революции на будущем «Острове Свободы», совершенно невозможно вникнуть в фильм. По сути это даже не кино, а некий «видео-репортаж» из гущи событий. Снято всё на дергающуюся, выхватывающую разные лица цифровую камеру, с редкими вкраплениями чёрно-белях вставок-имитаций архивных плёнок с записью команданте. Нет завязки, драматического нагнетания событий и развязки. Как это положено в художественном кино. По сути, у фильма нет не начала не конца. Все два с лишним часа какие то бородатые мужики в военной форме и с винтовками будут туда-сюда бродить по джунглям, время от времени обмениваясь мало что значащими для зрителя репликами с именами тех или иных исторических личностей. И иногда вступая в «жиденькие» перестрелки с солдатами. Вот и весь в общем то фильм…
Это не биографическая драма, не рассказ о культовой личности, и уж тем более не военная сага о кубинской революции…На что были истрачены бюджетные 70 миллионов американских президентов, лично для меня так и осталось тайной покрытой мраком. В фильме нет ни одной по настоящему эффектной батальной сцены. Несколько мало впечатляющих (снятых в «реалистичном» ключе) перестрелок и парочка взрывов. Вот и всё. Ещё правда, ближе к финалу появляются пара ретро-автомобилей 50-ых, и парочка старых военных грузовиков. И худо-бедно массовка (по настоящему «массовкой» назвать это сложно-в кадре присутствуют около сотни человек)…Но это не стоит 70 миллионов долларов, чёрт возьми! Это можно снять и за 10 миллионов. Тем более, что картина выглядит как растянутый эпизод телесериала (возможно в таком формате и следовало снимать этот фильм изначально, не доводя эту идею до большого экрана). А ещё обидно за действительно классную работу, которую выполнил актёр Бенисио Дель Торо -единственная звезда фильма. Свою награду за лучшее исполнение главной мужской роли, в своё время в Каннах он получил более чем заслуженно. Правда его усилия утонули в нуте. Игра, что называется не стояла свеч…
Вместо того, что бы поставить во главу угла последовательный рассказ о жизни, борьбе и смерти легендарного революционера, и снять переполненное интереснейшими событиями кино, Стивен Содерберг наснимал камерные мини-новеллы, из которых смонтировал более-менее последовательное действо, в котором Эрнесто Гевара уже находится в гуще событий, а рассказ ведётся для кого угодно, но не для зрителя…Печально, что столько сил и средств были потрачены впустую.
Рассматривать две серии по отдельности не стану (фильм то по сути один, и это не имеет смысла), скажу лишь, что во второй части действие несколько набирает оборот. Смотреть на то, как товарищ Че командует отрядом партизан в лесах Боливии -чуть более интересно, чем то же самое но на Кубе. Появляется некая интрига, и даже кое какой экшен (который гробит оператор картины, к слову сам Содерберг). Правда окончание вышло каким то уж чересчур резким. Фильм словно обрывается на полуслове. Нет ни пафосного эпилога, ни каких бы то ни было заключений. Хотя их можно было ожидать от четырёх часовой картины о знаменитом революционере. Но, Содерберг отчего то решил обойтись без оных…
Как итог: если вы интересуетесь данной темой (Кубинская революция, Кастро, Че Гевара и пр.), и знаете о ключевых исторических событиях тех лет, то вполне можете посмотреть данную киноленту. Но если для вас эта тема нова, и вы имеете смутное представление кто все эти люди, и кто против кого и из за чего тогда боролся -то резонно будет пропустить фильм, так как из него вы мало что узнаете. Фильм Содерберга даже не рассказ о жизни Эрнесто Гевары. Это некая смесь художественного кино и документальной публицистики (основанная на дневниках самого Че). Это очередная артхаусная «муть» снятая не для зрителей, а для кино-критиков и историков…
5 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Че: Часть первая. Аргентинец 2008 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
1956 год. Латинская Америка кипит страстями — любовными и революционными. Для свержения диктаторского режима Фульхенсио Батисты лидер повстанцев Фидель Кастро собирает на Кубинском побережье армию. В знаменитый революционный отряд «М-26-7» вступает врач-кардиолог из Аргентины Эрнесто Гевара. В горячей борьбе за свободу он завоевывает любовь своих соратников, а вскоре и всего кубинского народа, давшему ему новое имя «Че», по-испански «друг».
Че: Часть первая. Аргентинец / Che: Part One 2008, США, биография, военный, драма, исторический