Галерея
Интересные факты 7
Актеры 9
Съемочная группа 20
Рекомендуем 16
Похожие 20
Отзывы к
фильму
14
В 1898 году американский писатель Генри Джеймс опубликовал одну из своих самых знаменитых мистико-драматических повестей «Поворот винта», ставшей одним из ранних хрестоматийных примеров использования повествовательной техники «ненадежного рассказчика». До сих пор многие поклонники творчества писателя пытаются разобраться, а не были ли описанные в произведении события плодом больного воображения рассказчика. Помимо всего прочего данная повесть стала самым экранизируемым произведением писателя, однако самой лучшей экранизацией до сих пор признана мистическая драма с элементами ужасов «Невинные».
Синопсис Молодая женщина из небогатой семью мисс Гидденс получает работу гувернантки для малолетних подопечных богатого лондонского дворянина, живущих в шикарном поместье далеко за городом. Прибыв на место, мисс Гидденс ожидала встретить двух непослушных ребятишек, но что Флора, что Майлз оказались настоящими ангелами. Однако мисс Гидденс чувствует, что за всеми этими манерами, учтивостью и послушанием скрывается какая-то тайна, попытка раскрыть которую в итоге пробуждает в доме души мертвых, которые начинают беспокоить живых обитателей поместья.
Игра актёров Центральную роль в фильме исполнила знаменитая британская актриса Дебора Керр, которую прежде можно было увидеть в нескольких оскароносных картинах таких, как «Отныне и во веки веков», «Король и я», «За отдельными столиками». С учетом участия в таких кинолентах было особенно интересно увидеть её в фильме ужасов, что нетипично для её амплуа. В фильме она воплотила образ английской леди, которая впервые в жизни оказалась в обстановке полной независимости, вместе с которой также вынуждена иметь дело с ситуацией, неподконтрольной человеческому сознанию. Хуже всего ей приходится ещё из-за того, что все отказываются ей верить, а следовательно, она вынуждена в одиночку разбираться с проблемой, которая не поддается логическому объяснению.
Режиссура Для британского режиссера Джека Клейтона это вторая полнометражная картина, которая стала настоящим экспериментом для всех её создателей. Дело в том, что «Невинные» нельзя назвать полноценным фильмом ужасов, поскольку сам элемент «ужасов» скорее используется как инструмент для подчеркивания спутанности восприятия сложившейся в фильме психологической обстановки. Мы видим не просто классическую английскую историю о доме с привидениями, а видим её глазами молодой женщины, которая всю свою жизнь прожила в совершенно иных условиях, к тому же под гнетом религиозного отца. Внезапно ей везет в жизни: она получает работу гувернантки в загородном поместье, принадлежащем очень-очень богатому дворянину, назначившему её фактически главной в доме. С одной стороны, строго воспитание, с другой, долгожданная свобода. И вдруг в доме начинают мерещиться всякие фигуры, лица за стеклами, а дети ведут себя крайне странно и нетипично для их возраста. Таким образом, «Невинные» больше походят на классический вариант психологического хоррора, в котором напряжение создается за счет страхов и эмоциональной нестабильности главного персонажа.
Сценарий «Невинные» считаются наиболее достоверной экранизацией повести Генри Джеймса. Действие происходит в Англии Викторианской эпохи. Молодая женщина мисс Гидденс проходит собеседование на должность гувернантки у состоятельного лондонского дворянина, которому на попечение достались его племянники Майлз и Флора, после того как их родители трагически погибли. Поскольку дворянин привык жить исключительно своей жизнью, он предпочел доверить воспитание племянников кому-то другому, например, какой-нибудь няне, как мисс Гидденс, которая успешно получает эту должность. Прибыв на место, вместо непослушных и избалованных детей героиню встречают абсолютно спокойные и воспитанные дети. Такая обстановка могла бы показаться сказкой, но за эти кроется большой подвох.
Сначала в поместье возвращается Майлз, которого исключили из школы из-за какого-то неподобающего поведения. Затем в доме начинают происходить странные необъяснимые события. Сначала мисс Гидденс мерещится фигура неизвестного мужчины на старинной башне, а затем во время игры в прятки с детьми героиня случайно видит лицо красивого мужчины за окном. В доме слышаться какие-то стуки и шорохи, а дети начинают подозрительно вести себя, как взрослые. От экономки миссис Гроус мисс Гидденс узнает о предыдущей гувернантке мисс Джессел и её бурном романе с управляющим Питером Квинтом, и что оба они умерли на глазах у детей. Мисс Гидденс начинает подозревать, что призраки мисс Джессел и Питера Квинта всё еще обитают в поместье и периодически вселяются в тела детей, и теперь ей предстоит найти выход, чтобы спасти детей и изгнать призраков из дома.
Итог «Невинные» нельзя охарактеризовать как страшное кино. Однако фильм цепляет своим сюжетом, напряженной атмосферой, сочетающей в себе элементы психологической драмы и мистического детектива, красивая техника съемок и сам по себе черно-белый визуальный ряд. Однозначно, это один из лучших мистических триллеров в истории, в котором мы можем не видеть призраков, но ощущать их присутствие, а может это лишь только кажется? В любом случае, рекомендуется к просмотру.
Молодая красивая интеллигентная женщина — мисс Гиденс ищет работу. Она нанимается гувернанткой к двум детям-сиротам, которые живут в старинном замке и которых на расстоянии опекает их дядюшка. Очень скоро девушка выясняет, что в замке проживают не только дети и прислуга, но и призраки, которые, очевидно, заразили маленьких брата и сестру некой мистической одержимостью, от которой мисс Гиденс пытается их избавить.
Черно-белая, но очень красивая, с прекрасной операторской работой лента по повести Генри Джеймса «Поворот винта», которую экранизировали не один раз, но именно эта экранизация считается классикой. И в общем-то по делу. Несмотря на преклонный возраст фильма, он вселяет тревогу и заставляет понервничать не меньше, чем лучшие триллеры нынешнего времени. Фильм претендовал на Золотую Пальмовую ветвь и премию BAFTA, но в итоге был удостоен лишь премии Эдгара Аллана По как лучший фильм, а также американская киногильдия включила его в список лучших картин года, а Джек Клейтон и вовсе назван лучшим кинорежиссёром.
Всё очень по Фрейду, что придаёт картине ареал таинственности и сексуальности, а это вызывает резкий диссонанс с сюжетом, героями которого являются маленькие дети. И от того нарастает чувство опасности. В фильме много смыслового подтекста, но, собственно, мало самих идей. Очень своеобразное кино и весьма качественный хоррор.
Красивое, плавное кино, местами зловещее и гипнотическое, качественная адаптация повести Генри Джеймса. Более того, фильм лучше повести. Джеймс перемудрил с недосказанностью и множественными намеками, которые, никуда определенно не приводят: каждый читатель волен составлять свою собственную версию происшедшего, поэтому количество этих версий неограниченно, а раз так, то какой бы вывод мы ни сделали, мы не будем уверены в его правильности. Возникает вопрос, зачем вообще тогда делать какие-то выводы. Авторы же фильма во главу угла ставят ментальность главной героини, воспитанной, казалось бы, правильно — любовь к ближнему, искренность, сострадание, готовность помочь и, конечно, привязанность к детям — но неспособной бороться со своими собственными внутренними комплексами, порожденными викторианской эпохой. Не буду углубляться в тему, иначе это приведет к неизбежным спойлерам; стоит только сказать, что фильм начинается плавно, медленно и совсем не страшно, но постепенно становится загадочным и интересным. Снято все красиво и иногда даже с оригинальных ракурсов; освещение идеально; решение снимать в ч/б было оптимальным решением; все актеры играют прекрасно, а дети выше всяких похвал. Дебора Керр немного аффектированна — но, наверное, у ее героини просто такой характер. «Невинным» немного не хватает острых углов и ударного «авторского» элемента, но в целом это качественная картина, которая понравится любителям хорошей атмосферной мистики с подтекстом.
Этот фильм наглядно показывает, что существуют темы, о которых можно говорить только на языке литературы, но перевод на язык кино не будет удачным по определению, независимо от мастерства сценариста и режиссера. Повесть «Поворот винта» — литературная основа фильма, — в сущности, рассказывала совсем не о привидениях, а о более земном, хотя и не менее сложном явлении в нашей жизни: о молчании. О том как молчание и «ложь во спасение» встают между людьми и губят людей.
На протяжении почти всего повествования гувернантка не решается спросить Майлза, за что его исключили из школы, потому что боится травмировать ребенка напоминанием о несправедливости взрослых — ведь такого очаровательного мальчика просто не могли исключить за дело! Она не сразу заводит с экономкой разговор о призрачном незнакомце на башне, дабы случайно не потревожить чужие семейные тайны (прямая аллюзия на «Джейн Эйр», где героиня-гувернантка долгое время не подозревала, что в доме прячут психически больную жену хозяина). Главное же — она терзается подозрениями, что дети видят призраков, так же ясно, как она. Вся повесть превращается в пространное и подробное изложение разнообразных причин, по которым она не считает правильным, не смеет, не может заставить себя поставить перед ребенком прямой вопрос: «Ты видишь?» И пока она проводит время, взвешивая все «за» и «против», призраки забирают полную власть над неокрепшей детской психикой.
Сомнения и метания главной героини можно выразить словом, в рассказе от первого лица. Но как показать это на экране? По всей видимости, создатели ленты сочли такую задачу заведомо не имеющей решений. Героиня фильма задает все необходимые вопросы по мере их возникновения, оперативно и, что называется, «в лоб», как подобает человеку действия (другое дело, что внятных ответов она не добьется). В результате фильм в целом оказывается чистым пересказом действия, слегка видоизмененного сценаристом. Он передает информацию о событиях, но не атмосферу первоисточника.
Что касается тех мыслей, которые поддаются переводу на язык кино, то они донесены до зрителя в достаточно адекватной, хотя и упрощенной форме. Конечно, переходные состояния героев, их колебания в оценке происходящего и прочие нюансы зачастую не могут быть показаны в виде картинки. Но их могут заменить весомые зримые аргументы за и против той или иной оценки. Не буду перебирать все расхождения между книгой и кино (на самом деле это не расхождения а передача того же смысла другими «словами» на другом языке, что, как известно, лучше «дословного» копирования непереводимых идиом). Остановлюсь на фигуре мальчика, показавшегося мне самым интересным персонажем «Невинных».
Майлз в повести производит двойственное впечатление. Он не грубит (по крайней мере, даже в финале повести он грубит не так, как в финале фильма), не пускается в невеселые взрослые рассуждения о том, что дядюшка забросил своих племянников, не делает пророческих замечаний о том, что не хотел бы взрослеть и меняться, а хотел бы навсегда остаться в этом доме. И, естественно, Майлз, каким его создал Генри Джеймс, едва ли позволил бы себе такой дерзкий театральный жест — протянуть руку своей наставнице и тут же отдернуть ее. Мальчик в книге неизменно вежлив и ласков, но каждое его слово несет в себе намеки, которые героиня не желает улавливать, когда они исходят от «невинного» и «счастливого» малыша. Нужно смириться с тем, что герой кино должен быть более прост и зрим, чем герой литературы. Если Майлз-в-книге оставлял смутное, труднообъяснимое для читателя впечатление, что, возможно, даже не он одержим призраком, а призрак подчиняется его зову, то Майлз-в-кино для иллюстрации своей власти над призраком декламирует стихи с призывами, глядя в окно, за которым раньше показывался Квинт, а для иллюстрации одержимости — в буквальном смысле говорит с голоса Квинта.
Единственное, что в фильме полностью соответствует книге, — к сожалению, не было замечено авторами превью, которые из приквела (для пущей привлекательности?) привнесли в «Невинных» садомазохистские мотивы. Нет здесь ни в кадре, ни за кадром никаких извращений — достаточно и того, что брат и сестра слишком рано увидели то, что происходит между всякими любовниками за закрытой дверью, но не предназначено для детских глаз. (Кстати, даже об этом зритель догадывается лишь в меру своей испорченности, по бессвязным репликам призрачных голосов.) Точно так же нет в детях особенного интереса к насилию. Ну, допустим, Флора прежде сама проверила, умеет ли черепашка плавать, а только потом об этом спросила; она с искренним интересом замечает, что «паучок кушает бабочку». Но помилуйте, что же в этом необычного? Какой ребенок так не поступал? Ни Квинт, ни мисс Джессел (при жизни), ни Майлз, ни Флора не были изгоями общества и выходцами из ада. Сюжет о том, как потусторонние силы губят каких-то исключительных героев, — это было бы не так уж страшно, потому что слишком далеко от нашей жизни. Сюжет о том, как выходит на поверхность темное начало, заложенное абсолютно в каждом, — лично мне оказался не в пример ближе.
7 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Невинные 1961 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Мисс Гидденс нанимается гувернанткой в шикарное поместье к двум детям без родителей, Флоре и Майлзу. Девочка выглядит абсолютным ангелочком, и прибывший раньше времени из школы Майлз тоже отличается манерами, но мисс Гидденс чувствует, что дети что-то скрывают. По какой-то причине мальчика исключили из школы, и в поместье, как выясняется, обитают призраки не так давно почивших прежней гувернантки и садовника.
Невинные / The Innocents 1961, Великобритания, ужасы