Галерея
Интересные факты 18
Актеры 17
Съемочная группа 4
Рекомендуем 20
Похожие 23
Отзывы к
фильму
20
Обычно, когда пишешь рецензию, то начинаешь с сюжета. Но оказывается, что в Служебном романе сюжет пересказывать особого смысла нет — интрига убита почти на корню самим названием. Да и как иначе может быть с жанром романтической комедии, да ещё и со значительной долей эксцентричной гайдаевщины… Иногда ещё и фальшивой (уж, простите, «проспала» и почти весь последовавший финал серьезно так и не научился воспринимать).
Но Рязанову даже не в лучшем своём фильме всё равно удаётся удивительно поймать советское время с его парадоксами, особенно на фоне кое-каких нынешних проблемок. Например, героями времени выведены уже не журналисты и геологи (Дайте жалобную книгу), не интеллигенция из Иронии судьбы, а главные герои застоя — чиновники. И Рязанов умудряется увидеть в них и зло времени — карьеризм, интриганство, сплетни, странный бюрократизм, вмешивающийся в личную жизнь, и надежду на изменение и любовь. Собственно про это была и Ирония судьбы, но Лукашин был, скорее, универсальным героем, которого меняет любовь в новогоднем антураже путешествия на Запад, а Новосельцев и Калугина должны были искать дорожку друг к другу сами, причем увидеть давно знакомого человека заново. Советский тренд коллективизма был понят Рязановым и Брагинским не только по-новому, но и в пику западу, который трактовал бы такие отношения как домогательство, притом что начальник — женщина. Так что актуальность Служебного романа только возрастает в наши дни.
Уже который раз, взявшись за картины великих творцов, которые своими произведениями пополняли Золотую коллекцию советского кино, я боюсь, что лезу куда-то туда, куда лезть недостоин. Ибо культурная пропасть между нами и теми людьми, которые показаны нам, уже непреодолима. Я попробую, но уже понимаю, что это как если бы обычный художник всерьёз попытался бы погрузиться в труды иконописца. Да, для меня подобные картины из Золотого Фонда — это икона мирового кинематографа.
Эльдар Александрович Рязанов, будучи выдающимся режиссёром, здесь открывается также и как отличный художник. В вышедшей годом ранее «Иронии судьбы…» главным для него было указать на то, что в двух столицах строились близнецы-новостройки. Но уже тут мастер постановки не ограничивался рамками. И вот уже во всей красе нам открывается Москва того времени.
Вклад Эльдара Александровича в рождение этого нетленного киноромана невозможно переоценить. Это сейчас мы знаем эту историю под названием «Служебный роман». Но изначально Эльдар Рязанов писал пьесу в соавторстве с Эмилем Брагинским, которая имела название «Сослуживцы». Пьеса разошлась по театрам, гонорар был получен. И, как знать, возможно, мы бы и не увидели «Служебный роман», если бы первый не увидел, что их «Сослуживцев» пустили по телевидению. Увиденное настолько ему не понравилось, что мэтр решил взяться за дело сам.
Интересно, что тогда действовала расписка. Её суть заключалась в том, что актёр или актриса должны были сыграть у того или иного режиссёра n-ное количество раз. Некое двухстороннее обязательство, скрепляющее союз артиста с постановщиком, действующее на каждую следующую картину. За выбором исполнительницы главной роли дело не заржавело. Алиса Фрейндлих утверждена без проб. Кто-то, как, например, Андрей Мягков и Лия Ахеджакова уже были в ансамбле Эльдара Саныча. Олег Басилашвили тоже должен был быть в «Иронии…», но… тогда не срослось.
Итак, тандем Мягкова и Фрейндлих. Анатолий Ефремович Новосельцев. Где-то можно провести параллели с Женей Лукашиным. Случайно так вышло, или по задумке (и по чьей именно задумке) — не знаю. Но что такого, если такие прототипы живут и в нашей жизни? А фильм, являясь сказкой (рабочее название «Сказка о правящей Золушке»), очень близок душе человека. Уж русского точно (а советского — ещё точнее).
Всё началось с того, как из Швейцарии вернулся на родину, в родной офис замдиректором статистического учреждения на предприятии лёгкой промышленности Юрий Григорьевич Самохвалов. Пользуясь служебным положением, он пытается продвинуть на должность начальника отдела статистики старшего статиста Новосельцева — своего давнего друга и сокурсника. Результата это не приносит. И тогда старые соратники придумывают план с подачи Самохвалова — приударить за Калугиной Людмилой Прокофьевной. Но Новосельцев и так застенчив и неуверен в себе, а перед «Мымрой» даже у бывалого поджилки трясутся («Она не женщина, она — директор!»)…
Но что за фрукт этот Самохвалов!.. Элегантен, статен, видный человек, знающий себе цену, одет по последнему писку в строгий представительный костюм. Как только Оленька увидела его — в ней сразу вспыхнули прежние чувства. Ольга Петровна Рыжова замужем. Но муж её в командировке. И Оля (Светлана Немоляева) решила не давать спуску своей первой любви («Как будто и не было этих восемнадцати лет!»).
Это и есть основная диспозиция картины. Уместно ли говорить о морали? Обсуждать имеет ли право на жизнь поступок Новосельцева? Или Ольги?
Имеет. За героями настолько интересно наблюдать! И болеешь за них, и радеешь!.. С одной стороны, мотивы Новосельцева — получить повышение таким низким способом — осудительны. Но! Его поначалу неуклюжие попытки открывают душу Людмилы Прокофьевны. И мы видим уже не железную леди, а чувственную женщину. А вся её неприступность — есть ни что иное как броня. И даже не обязательная манера поведения как руководителя, а даже как человека. Калугина ментально превратила себя в «механического» человека, «мымрой» стала под воздействием мрачной повседневности. И уже Новосельцев, увидев, что он тронул «пыльные» струны души, осознаёт, что перед ним — не мымра («Она не старуха!»).
Конечно, уже зная название картины, мы вправе были ожидать историю любви. Об этом собственно и фильм. И, чёрт побери, до чего же приятно следить за развитием их отношений!.. А как здорово смотрятся второстепенные персонажи! Эта Верочка (Лия Ахеджакова)! Её реплики — это нечто! («Вы же женщина, потерпите!», «Значит, хорошие [сапоги], надо брать»). А Шурочка (Людмила Иванова)!.. Эта путаница с Бубликовым…
Ну и песни!.. Эльдар Рязанов и тут отметился с большим знаком плюс! Ему принадлежит «Песенка о природе» («У природы нет плохой погоды…»). Песни — это вообще отдельная гармония картины. Они цепляют не меньше, чем сама история. А может только так и работают неразрывно. Я не разбирался в этом. Буквально каждая песня здесь — это наполнение и без того изумительной картины. Великая слава этому фильму!!! Да не померкнет она никогда!
10 из 10
Эту классическую историю в нашей стране знает, наверное, каждый. А песни и некоторые реплики уже давно прочно вошли в обиход не одного поколения отечественных зрителей. «Служебный роман» стал настоящим «хитом» в прокате. Рязанов вновь смог удивить зрителей. История любви двух советских служащих, мелкого «статиста» и его начальницы, была сняла так душевно и проникновенно, что весь быт, тоже подробно показанный в картине, такой узнаваемый и надоевший, вдруг терял всякое своё значение. Это изумляло тогда, и изумляет нас теперешних, давно утонувших с головой в этом быте.
Любовь, «нечаянно нагрянувшая», вдруг преображает двух абсолютно разных людей.
Она — Людмила Прокофьевна Калугина (Алиса Фрейндлих), «наша мымра», как её кличут на работе, неженственная, суровая, холодная, как булыжник. Фрейндлих замечательно показывает неженственную тяжёлую походку своей героини, её взгляд — когда она глядит словно мимо людей, стараясь не смотреть им в глаза. Чтобы не дай Бог не открыться никому, чтоб никто не увидел, как на самом деле ей плохо и тоскливо от своего одиночества и своей ненужности.
Он — Анатолий Ефремович Новосельцев (Андрей Мягков), тоже далеко не Ален Делон, в своём коротком, плохо сидящем пиджачке и коротких брючках, из-под которых торчат носочки, весь словно неловкий подросток-переросток. Он — отец-одиночка с двумя детьми («мальчик и ещё мальчик») и, как клуша, думает всё о том, чем их покормить, во что одеть.
Друг Юрий Самохвалов (Олег Басилашвили) советует Анатолию «приударить» за «мымрой», чтобы обеспечить себе место начальника отдела. И застенчивый, косноязычный Новосельцев решается выступить в роли «ухажёра». Так начинается этот необычный «служебный роман».
Как же замечательно Рязанов и Брагинский продумали все «этапы» развития отношений! Творчески использована их любимая схема: от ненависти — через игру, через откровенность — до любви. Суровая Калугина считает Новосельцева вялым и безынициативным работником, а он боится её, «как волка». Его неловкие попытки завязать с ней разговор (знаменитый косноязычный рассказ «о грибах») вызывают у неё лишь изумление и иронию. А вот он в первый раз с интересом посмотрит на неё, когда она легко угадывает стихи Пастернака, ведь это имя в советское время мог знать только настоящий знаток литературы.
После вечера в гостях у Самохвалова на следующий день Новосельцев умирает от страха. Эти страх и ужас замечательно сыграны Мягковым: робкое топтание перед дверью начальницы, и попытки выговорить её имя (получается что-то вроде «Прокофья Людмиловна»), и его бессмысленное косноязычное враньё («Мы вас любим… где-то в глубине души»). Стойкая Людмила Прокофьевна не выдерживает, и с ней случается истерика. На самом деле плакать ей хотелось давно. Все эти долгие одинокие вечера и одинокие праздники — хотелось только плакать и плакать. А она себе не позволяет, зажала себя в кулак. И вдруг вот — разжала. Она плачет и раскрывается перед этим глупым и недалёким Новосельцевым, который в эту минуту становится вдруг близким и родным. Потому что он её жалеет. И ещё, наверное, потому что она чувствует: он не бросится сейчас же пересказывать другим всё, что услышал здесь. Он добрый. Новосельцев в шоке и от её откровений, и оттого, что она плачет, словно «нормальный человек». И оттого, что ей всего 36. А они все называют её «старуха»… В первый раз он смотрит на «старуху» другими глазами — как на женщину. Женщину необычную, очень умную и искреннюю.
Чем дальше — тем больше будет таких открытий. И Калугина уже не «некрасавица» — камера ловит её удивительные умные глаза, её замечательную лукавую улыбку. И вот сквозь маску «мымры» уже начинают проступать черты красивой молодой женщины. Калугина интересуется модой, берёт уроки у местной «иконы стиля», секретарши Верочки. Феерическое появление преображённой любовью Калугиной в родном учреждении — одна из лучших сцен в фильме. Она идёт, сияющая, торжествующая, настоящая красавица, купается в изумлённых и восхищённых взглядах, и её счастье ярким светом заливает всё вокруг.
Секретарша Верочка (Лия Ахеджакова), модница и кокетка. Удивительно, что на эту роль Рязанов не взял какую-нибудь модель, а выбрал маленькую, с очень нестандартной внешностью Ахеджакову. Но когда она показывает, как должна ходить настоящая женщина — тут просто Клаудия Шиффер отдыхает. Думаю, уроки Верочки не одной даме были полезны.
Ещё одна любовная линия, по контрасту с линией Калугиной и Новосельцева — несчастливая. Милая мечтательница и оптимистка Олечка Рыжова (Светлана Немоляева) на свою беду встретила свою студенческую любовь Юру Самохвалова, и все забытые чувства вдруг вспыхнули вновь. Но только у неё. А у него — всё хорошо, молодая жена, командировка в Швейцарию, отличная машина и квартира, хорошая должность. Зачем тут Олечка с её воспоминаниями о его нищей юности? Она помнит прежнего Юрочку, весёлого и щедрого, и не видит, как сильно он изменился. Влюблённые слепы. Очень хорошо здесь вставлено стихотворение Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой…», которое прекрасно читает Немоляева. Боль героини передана лучше всяких монологов и сцен.
Каждый раз хочется снова и снова наслаждаться и прекрасной музыкой Андрея Петрова, и поэтичными съёмками городской осени с её внезапным первым снегом, и всей этой удивительной высокой гармонией, царящей в фильме.
Алиса Бруновна в этом фильме даже когда одевалась и вела себя как мымра всё равно красавица. А что касается правдоподобности так многие люди смотря этот фильм с ностальгией вспоминают те времена. Что делалось, когда этот фильм вышел на экраны! На него ходили отделами, бригадами, классами. О чём тогда говорили в общественном транспорте? О «Служебном романе». Всячески поносили Самохвалова, обожали Мягкова и Фрейндлих, жалели Немоляеву. А Ахеджакова и до сих пор осталась со своими перлами в нашей жизни — «Значит хорошие сапоги, надо брать», «Ну всё понятно, всё понятно.. Неудачные ноги надо прятать… под макси», «Блейзер — клубный пиджак. Для дома культуры что-ли? Туда тоже можно», «Можно конечно и зайца научить курить. Нет ничего невозможного… для человека… с интеллектом», «Да на тебе пахать надо…». Можно перечислять до бесконечности.
Очень люблю наше старое кино, у меня дома собрана огромнейшая фильмотека. Есть там и ранние картины Рязанова. Душевный и нежный фильм! Хорошие актёры, отличная музыка. Этот фильм по — настоящему добрый и жизненный. Нет излишеств, да и игра актёров заставляет улыбаться! Простой и душевный — смотришь его и отдыхаешь. Фильм очень позитивный. Много тонкого юмора, даже в жестах Мягкова и Фрейндлих. Несмотря на то, что смотрела его несчётное количество раз, во время каждого нового просмотра открываю для себя всё новые и новые шутки. Замечательный фильм. Добрый и правдоподобный. Один из лучших фильмов Э. Рязанова. Никогда не устареет такое кино.
10 из 10
Классика советского кинематографа, которую можно пересматривать раз в 5—10 лет и каждый раз улыбаться, открывая все новые и новые грани этой веселой, доброй и философской комедии. Фильм для людей и про людей, в нем каждый в какой то мере может увидеть себя.
Кажется, что персонажи несколько утрированы, но присмотретесь, взгляните внимательно на своих коллег или знакомых. Вот, болтливая секретарша, вот активистка, несущая подмышкой планшетку со списками сдавших на очередной юбилей, вот примерный семьянин, в обед достающих из холодильника судочек с заботливо приготовленными женой котлетами и задумчива уминающий их, пробегая взглядом свежий номер «Комсомолки». Все эти персонажи рядом, они вокруг, они настолько жизненны, что губы сами собой складываются в улыбку.
Сюжет нетривиален, спойлер тут в самом названии. Но как же потрясающе с течением фильма раскрываются персонажи. Вроде бы обычное и банальное статистическое предприятие, но какие лихие там происходят интриги, какие страсти кипят, строятся и разрушаются судьбы. Так и тут, в оболочке вроде простого и обыденного «Служебного романа» показана жизненная драма и комедия в одном лице.
Эльдар Рязанов создал шедевральный фильм на все времена, хотя что можно ожидать от столь маститого режиссера. Алиса Фрейндлих восхитительна в любом из своих амплуа, и как строгая начальница, и как расцветающая женщина. Что-то, а женского шарма у этой актрисы не отнять, такая способна сразить наповал одним движением ресниц, скрывающихся даже под толстыми стеклами очков в роговой оправе. Мягков не менее убедителен и жив, нет ни момента, когда начинаешь сомневаться в натуральности его героя. Да что уж говорит, игра актеров советской закалки всегда на высоте!
Классика советского кино на все времена!
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Служебный роман 1977 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Анатолий Ефремович Новосельцев, рядовой служащий одного статистического управления — человек робкий и застенчивый. Ему хотелось бы получить вакантное место зав. отделом, но он не знает как подступиться к этому делу. Старый приятель Самохвалов советует ему приударить за Людмилой Прокофьевной Калугиной — сухарем в юбке и директором заведения.
Служебный роман / Служебный роман 1977, СССР, драма, комедия, мелодрама