Галерея
Интересные факты 7
Актеры 42
Съемочная группа 90
Рекомендуем 21
Похожие 21
Отзывы к
фильму
22
Пропаганда квир-идеологии и критики антропоцентризма
С идеологической точки зрения образцовая для Голливуда «Форма воды» получила четыре премии «Оскар». Надо полагать, по одной за каждое упоминание в хорошем контексте эмансипированных групп: инвалидов (немая Элайза), сексуальных (сосед гей) и национальных (уборщица афроамериканка) меньшинств и в качестве апофеоза толерантности — Иных (человек-амфибия как символ всего чужеродного, не-до-человеческого). Таким образом Голливуд поощряет толерантность и навязывает своё мировоззрение зрителю. Идеи квир-теории нынче в тренде в западном кинематографе и успешно продолжают размывать рамки сексуальной и гендерной идентичности. Главная героиня «Формы воды» немая уборщица Элайза не имеет голоса в обществе, но имеет полное право определяться со своей сексуальной ориентацией, пусть даже её выбор остановится на любви к ихтиандру. Также и её сосед гей — неудачник Джайлс, предстаёт в фильме как положительный персонаж, незаслуженно подвергающийся дискриминации за свою идентичность.
Новым витком западной толерантности становится толерантность не только к человеческим меньшинствам, но и к иным живым существам, рассматриваемым наравне с людьми. Амфибия является объектом для большинства исследующих его учёных и правительства. Но Элайза и её друзья относятся к нему как к человеку и, в конце концов, он начинает приобретать всё больше человеческих качеств: сдерживает свои инстинкты, дружится с котами, интересуется искусством кино, проявляет сопереживание, исцеляя Джайлса, отвечает взаимностью Элайзе. Способность испытывать любовь и сопереживание становится маркером истинной человечности. Преображение амфибии как человеческого по сути существа, резко противопоставляется расчеловечиванию главного антагониста фильма — полковника Стрикленда, неспособного к теплым чувствам к кому бы то ни было. Таким образом, режиссёром Гильермо дель Торо осуществляется критика антропоцентризма и утверждение взглядов, согласно которым человечность определяется не происхождением, а образом действий, способностью испытывать человеческие переживания.
Насколько воспеваются в фильме меньшинства, настолько в неприглядной утрированной форме предстают белые мужчины и военные. Они как представители традиционной социальной иерархии подвергаются жесточайшей критике и осмеянию.
Любовь как форма трансцендентности преодолевающей одиночество
Помимо идеологического аспекта, фильм следует рассматривать и в психологическом ключе. В таком ракурсе вода принимает форму символа бессознательного, а союз человека с амфибией становится образом гармоничной целостной личности, интегрирующей в себя иррациональную и стихийную часть психики. Любовь, понимание и терпение необходимы для осуществления такого союза и становятся главными критериями определяющими меру человечности.
«Форма воды» повествует о разных формах одиночества: немой женщины среди здоровых, афроамериканки в шовинистском и сексистском обществе, гомосексуалиста среди гомофобов, шпиона в чужой стране, учёного-энтузиаста зависящего от прагматичных политиков, человека в коммунистической системе, бесчеловечного Стрикленда среди людей, а также об одиночестве человека-амфибии вне воды.
Гильермо дель Торо предлагает способ преодоления одиночества — в соответствии с текучей и принимающей любую форму водой, быть готовым выйти за свои пределы и принять любую форму, которую может предложить тебе мир.
Впечатление, что начиная с титров, каждая следующая «сцена с водой» в фильме должна восприниматься сильней и острее предыдущей. Вместо этого монтаж поспособствовал разъединённости, и угловато-скошенным переходам от кадра к кадру. Всё разъединённое, обрывистое, но будто находится под одной мутно-зелёной линзой: лица, по очереди все лица, кафель по стенам, снова лица, снова кафель.
Вот Форма, в которой Он пребывает в воде, мне очень понравилась. Рыбо-Бог, отголосок девонского представителя Двоякодышащих рыб. Героиня органично смотрелась около него, даже было чувство, что актриса видела «Страну глухих», и переняла оттуда эту разяще-страстную манеру жестов женских персонажей. Замечательно.
Создатели «кино» так старались обкарикатурить тему соперничества двух Великих Держав, и так ею увлеклись, что я в полном научном упоении, как авторы кинокартины «въехали» и «влепились».
Создатели фильма попрали и отшвырнули незыблемую, «святую» до сих пор на их континенте — так называемую Центральную Догму молекулярной биологии, доказанную в конце 50-х гг. американскими учёными.
Разрешите коротенько… Главное — научно обосновать.
В фильме речь идёт о несоответствии, об уникальности биологического объекта. Нестандартный «чертёж» Рыбо-генотипа.
Нам это показали: Рыбо-Бог смог регенерировать за какие-то минуты. Дальнейшие события подтвердят, что активность образуемых данным биологическим объектом белков — тоже может отличаться разнообразным биохимическим поведением.
Разберём биологию взаимоотношений. В организм героини во время близкого взаимодействия с Рыбом, проник его белок нестандартной конфигурации. Это даже не обязательно должен быть интимный контакт, если мы имеем дело с подобными белками! Затем, видим якобы сказочную сцену возврата героини к жизни: под водой, и тоже за очень короткий период времени. Никакого отклонения в строении её человеческого тела до этого у неё не наблюдалось.
Так вот, к примеру, белки-прионы (это название группы), обладают способностью превращаться из нормального клеточного компонента в т. н. «инфекционный агент». Научно развиваемая мысль, к слову, ведущих российских учёных-биотехнологов такова, что существуют некие дополнительные факторы, кроме ДНК.
В сцене под водой подразумевался процесс быстрой перестройки генома в определённых тканях организма героини Салли Хокинс. Отменно. Итог фильма в абсолюте нарушает научное предписание о запрете передачи генетической информации от одного белка к другому. Центральная Догма как фундамент молекулярной биологии Северо-Американского континента — рушится у зрителя на глазах. Причём, в фильме её обрушение выпало как раз на годы её же научного триумфа в Штатах. Это просто прекрасно.
Фильмом я довольна.
10 из 10
Как можно описать ощущение после просмотра «Формы Воды»? Светлое и лёгкое чувство… томной грусти. Чувство причастности к чему-то личному, интимному. Сакральному. К чьей-то истории.
Истории бывают совершенно разными, и лично я выделила 5 причин, почему я снова и снова к ней прикасаюсь.
1. Главная героиня.
Тот факт, что главная героиня здесь — не эталонная голливудская красавица, а живой человек со своей простой красотой и невероятным обаянием, делает её такой привлекательной; знакомой, чьей историей нельзя не проникнуться. Её немота не бросается в глаза, но позволяет глубже проникнуть в происходящее, заставляя Наблюдать.
А наблюдать есть, за чем.
2. Декорации и костюмы.
Ох уж этот XX век — век, когда утилиратизм ещё не вытеснил эстетику в деталях и буднях, когда они пытались найти общий язык.
Единая цветовая палитра с некоторыми акцентами создаёт ощущение целостной картины, какой-то неуловимой гармонии и… сказочности.
Неимоверно радует и то, что для специальных эффектов использовалось намного меньше «зелёнки», чем это сейчас принято. Костюмы и окружающие декорации — «живые», и это чувствуется. Тяжело не проникнуться происходящим, когда вот оно — перед глазами. Реальное. Всем любителям «ретро» — однозначно рекомендую.
3. Сюжет.
Влюблена в идею показывать историю глазами тех, кого негласно принято не замечать: обслуживающий персонал. Дворецкие, консьержи, дворники, секретари, уборщики, бармены и официанты, горничные, повара — они «невидимы», но всегда рядом. Их положение делает их идеальными наблюдателями, ведь они видят как явное, так и скрытое. Знают тайные ходы и поступки.
Здесь эта идея воплощена превосходно, ведь главная героиня — уборщица в научном центре. Её ограничения в то же время дают ей неожиданную свободу действий. Это невероятно увлекает, поскольку тема «социальных невидимок» ещё не так популярна.
В начале просмотра может возникнуть много вопросов. Увы, скажу сразу, многие из них останутся без ответа. Однако если отпустить мысли и дать окутать себя этой сказочной музыке и картинке — вопросы становятся неважны. Ты просто плывёшь по течению, чувствуя вместе с героями, сопереживая. Акцент здесь не на мире, бестиарии или исторической подоплёке. Он на героях, их чувствах и действиях.
Как в сказке.
4. Музыка.
Тягучая, мягкая, загадочная и ненавязчивая. Она красной нитью проходит через всё повествование, наполняя его жизнью и чувством. Придаёт ему форму.
Говорить о ней много не стоит — её нужно слушать.
5. Отношение к русским. Не ко всем, но всё же.
Поскольку действие фильма происходит в 1960-х, там, конечно же, есть упоминание и Страны Советов.
Лично меня порадовало то, что «нашего» персонажа показали как человека, способного видеть красоту, ценить дружбу и проявлять уважение. Показали, как Человека, а не чурбана бесчувственного. Это делает просмотр ещё приятнее.
В общем и целом, подводя итог, мне хочется сказать, что этот фильм видится мне прекрасной «сказкой для взрослых» (ибо некоторые сцены — строго 18+). Фильмом, позволяющим отойти от привычной реальности и почувствовать волшебство вокруг себя. Увидеть красиво снятую и сыгранную историю, оставляющую в душе приятный осадок.
Моя рецензия не объективна, ни в коем случае. Чистое субъективное.
Думаю, я мало кого удивлю, но я псих. С учетом того, как сегодня обкладывают бранью «Форму воды», я… не буду этого делать. Я не воспринимаю настолько серьезно эту киноленту, хотя мне нравятся работы Гильермо дель Торо. «Форма воды» не самый его лучший фильм, для меня таковым является «Лабиринт Фавна», но считать его худшим… ну не знаю. Более того, после этого фильма у меня появилась мечта о сексе под водой. Да, мои вкусы довольно специфичны. Я и Тильду Суинтон считаю сексуальной.
Не исключаю вероятности, что Гильермо входит в какое-то тайное общество кинематографистов, которые смотрят на современные тренды и лепят фильмы по этим шаблонам. «Лунный свет» — это только начало. «Форма воды» — это Ультработ, в котором есть и темнокожая, и гей, и повестка про злой совьет раша, и главная героиня с физическими ограничениями, влюбившаяся в существо. И если для режиссера это удобно, то с позиции зрителя это все равно, что иметь камни в почках, вас лихорадит от ковида, а тут еще ваша девушка решила поэкспериментировать в постели и отхлестать вас плеткой по спине. Если простым языком, то перечень незабываемых и болезненных ощущений.
Кинолента имеет все примечательные черты стиля режиссера — красивый дизайн морского существа, притягательная, но в то же время и мрачная атмосфера, и сцены с кровью. Получается сказка для взрослых, о чем рассказывает голос за кадром: «Это история про принцессу, её любовь и злодея, который хочет разрушить их счастье». Принцессой выступает Элайза (Салли Хокинс) — девушка, немая от рождения. Она работает уборщицей в военной конторе, куда привозят человекоподобную амфибию (Даг Джонс) (черт, имя ему надо дать. Пусть будет Саня). Я так и не понял, чего там изучали в Сане, просто, раз холодная война в разгаре, то надо изучать все.
Конторой заправляет злобный генерал (Майкл Шеннон). Он пытает Саню и хочет его убить «потому, что так надо», в то время, как главный ученый хочет изучать существо. Тем временем Элайзу тянет к монстру. Она кормит его вареными яйцами. Она ставит ему пластинки. Она обучает его языку жестов. Почему же её тянет к водоплавающему? Кто-то посетует на сексуальные отклонения героини. Возможно, я знаю ответ, хоть он и не всем понравится. Дель Торо хотел показать персонажа, который немного «чокнутый», и что это прекрасно, когда ты со странностями. Отчасти это работает, потому что на фоне споров в лаборатории, шпионских игр в «кошки-мышки» Элайза ухитряется быть немного дерзкой, сохраняя свою линию.
Да, и очень импонирует игра Салли Хокинс. Её персонаж лишен голоса, поэтому приходиться ограничиваться мимикой и жестикуляцией. Актриса хорошо справилась с задачей. Также стоит отметить Майкла Шеннона. К сожалению, все персонажи фильма получились картонными, но я совру, если скажу, что Шеннон не справился. Он добротно отыграл роль мерзавца-садиста. И в принципе, на нем держалась одна из идей фильма — люди — сами порой жуткие монстры. Про дизайн существа я уже все сказал. Операторская работа Дана Лаустена и музыка Александра Деспла добавляет пару очков киноленте. Фильм похож на сон.
Но все это ширма зеленого цвета, за которой лежит коматозник. Фильм кажется намного длиннее, чем есть на самом деле. Есть элементы, которые прекрасно работают, и элементы, которые вообще не работают. Я не зря упомянул «Лабиринт Фавна» и то, что я считаю его лучшим фильмом Гильермо дель Торо. В этой киноленте превосходно сочетались драма и фэнтези, персонажи получились живые, а главное, режиссер взял за основу идею о фашизме, и то, какое зло он представляет, особенно для ребенка. «Форма воды» получила главный «Оскар», лишь потому, что это удобно при наличии конкретных галочек. Но, по прошествии времени, я уверен, что про этот фильм забудут. Почему? Да потому что он утонет в вале подобных картонных фильмов, которыми нас так рьяно кормят в последнее время.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Форма воды 2017 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Действие разворачивается в начале 60-х прошлого века. Главная героиня – немая уборщица в научной лаборатории. В стенах секретного учреждения идёт работа по изучению отловленного человека-амфибии. Женщина влюбляется в мутанта и помогает ему сбежать.
Форма воды / The Shape of Water 2017, США, драма, фэнтези