Галерея
Интересные факты 30
Актеры 17
Съемочная группа 35
Рекомендуем 15
Похожие 21
Отзывы к
фильму
10
Антиутопия — жанр с серьёзной физиономией. Редко словишь улыбку за прочтением «Дивного нового мира», «Мы» или «451 градуса по Фаренгейту», просмотром «Матрицы», «Бегущего по лезвию» или какого-нибудь «Метрополиса» древнего. А если и словишь, то грустную или саркастическую, мол, ха-ха, этот старикан Бредбери как в воду глядел, пойду обленюсь на кресле перед телевизором. Ставка в жанре делается на детально проработанный мир, создание внятной структуры тоталитарного общества, возведение купола тьмы, нагло скрывающего свет истины от ничего не подозревающих масс. Ну, и на сложный внутренний мир протагониста со всеми раздирающими противоречиями, разумеется. На юмор сил уже не хватает, да и смеяться, по сути, не над чем, тут не поспоришь. Тем любопытнее каждая попытка переосмыслить жанр антиутопии в комедийном или фарсовом ключе, сделать хлёсткую и едкую пародию на него.
Четвертый полнометражный фильм Вуди Аллена «Спящий» — одна из таких попыток. Всё на месте — политическая диктатура, общее забвение, которое обеспечивает индустрия удовольствия, движение Сопротивления, партизанящее по лесам не иначе как в надежде найти и вернуть к жизни разлагающийся труп революции. Только вот протагонист — не жалкий винтик в огромном механизме, не бунтарь, дошедший до жестокой правды неисповедимыми путями, и не мятежник. Его здесь вообще не должно быть, этого Майлза Монро! Он лег в больницу в 1973 году с обычной язвой желудка, но вот суровые люди в белых халатах размораживают его, сообщают, что прошло два века, и просят добраться до Западного района и поразнюхать кое-что о проекте, способном подтолкнуть коварный режим к падению.
Повстанец по просьбе — лишь часть комического замысла. Сатирические патроны самого крупного калибра оставлены для целей побольше: вождя и его ручных псов войны — полицейских. От одного, после визита сопротивленцев, остался лишь нос, и теперь весь истеблишмент размышляет, как с этим носом не остаться. Другие, будучи элитными войсками, не в состоянии поймать летающего парня в гидрокостюме и бесконечно подрывают себя собственным оружием. Свои победы одерживает и любовь. Фоном же этому форменному безобразию служит разухабистый нью-орлеанский джаз. «А что, если не так страшен чёрт, как его малюют?», — Аллен оставляет вопрос висеть в воздухе и уходит, тихо хихикая в кулачок. «Спящий» — шутка ровно такая же, что и первая самостоятельная картина Вуди, «Хватай деньги и беги». Только если здесь режиссёр отрывается на фантастических и антиутопических историях, то там — на детективных приключениях в стиле «украл — выпил — в тюрьму».
Забавно, что фильм, каким мы его знаем — лишь осколок истинного замысла. Изначально Аллен хотел снять четырехчасовое творение в двух актах, где первый, разворачивающийся в настоящем, был бы прелюдией к футуристическому. «Но потом мне стало так лень всё это писать, что я решил ограничиться второй частью», — вспоминает режиссёр в одном из интервью. И это не ужимки, не нарциссические отговорки — нетрудно поверить в то, что «Спящий» стал результатом, отчасти, банальной человеческой лени. Это сто процентов не великий фильм или что-то в этом духе — всего лишь динамичная, энергичная, уморительная полуторачасовая фантазия о будущем. Наверное, немного нелепая и несуразная. Но, в то же время, честно выдерживающая заданный градус безумия, забавная, обаятельная — и всему этому трудно противиться. Да и стоит ли?
Смотреть Вуди Аллена — занятие неблагодарное. Прежде всего, потому, что российскому зрителю его фильмы просто невозможно оценить по — достоинству. И это связано, в первую очередь с незнанием тонкостей языка, на котором в них говорят. А так как основная часть картин Аллена — это и есть диалоги и скетчи, мы очень зависим от мастерства переводчика. Но даже при любом раскладе, не зная английского языка, от просмотра фильмов Аллена у отечественного кинолюбителя уже гарантированно теряется половина удовольствия. А если с переводом совсем не повезет, так и вовсе можно потерять нить повествования, тут уж не до юмора будет. И самое главное — это может полностью отбить желание в дальнейшем знакомиться с его творчеством.
Мне так и не попался ни один достойный перевод его фильмов, и в этом не вина переводчиков. Просто еще один нюанс Аллена в том, что его кино по духу стоит очень близко к западной культуре. Большая часть его полунамеков и иносказаний не воспринимаются нашими людьми, а если и воспринимаются, то в каком-то ином смысле. Иначе, откуда могут взяться такие строки в тексте:
-А кто тебя учил сексу?
-Мама. Когда я ее спросил: «Откуда берутся дети?» Она ответила: «Тогда, когда бешеная собака укусит маму, она родит тройню». Представляю, каких трудов ей это стоило.
Бред? Нет, просто не совсем понятный нашему восприятию гэг. Переводчик воспроизвел его дословно, а суть от нас ускользнула. И это только лишний раз подтверждает, какой у нас разный юмор и менталитет. Только понимая это, можно воспринимать фильмы Аллена до конца адекватно.
Мне вот кино Аллена смотреть всегда интересно. И даже более того — пересматривать. Потому что, просматривая картину во второй раз, обязательно найдешь в ней что-то, что упустил при первом просмотре. Вот я, например, только сейчас пересматривая «Спящего» второй раз, специально, чтобы написать эту рецензию, обратил внимание на то, что в одном из эпизодов он использует как средство удушения противника сыр марки «Рошфор». Каково, а?
Фильмы Аллена, сколько я их не видел, это всегда сплошная пантомима и исследовательские памфлеты. В «Великой Афродите» он исследовал тему семейных отношений, в «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» — тему основного инстинкта. В «Спящем» он разрабатывает ниву тоталитарного государства. Проснувшись в 2173 году, его герой попадает в Америку, где правит диктатор. И все ходят с прическами все тех же 70-х годов.
Какова же в фильме фантастическая составляющая? Нужно сказать, что хотя она здесь совсем не главная, и используется скорее как интерьер, для своего времени сделана не так уж и плохо. Конечно, все эти лентопротяжные механизмы пленки, тумблеры, мигающие диодные лампы, осциллографы, выглядят весьма архаично, ровно, как и предметы интерьера в стиле ноу-хау шестидесятых. Но невольно обращаешь внимание на переделанные под «футуро» автомобили и гротескных роботов, которых не поленились сделать не только как костюмы, в которых сидят люди, но и наделать настоящих «болванок» — мы это видим в сцене, происходящей в цехе их сборки-разборки. Одним словом, хорошо оформлен фильм. Со вкусом.
Итак, прежде чем добраться до организации сопротивления действующему режиму, герой Аллена пройдет еще через ряд приключений, подспудно, как это всегда у него бывает, обыгрывая различные стороны американской (и не только) жизни. На этот раз в прицеле оказались конкурсы красоты, революционные технологии, контроль над разумом, тайна исповеди, коммунистическая идеология, клонирование. Вот несколько фраз из фильма:
«Что у вас за правительство? Хуже, чем в Калифорнии!»
«Ну, взлетай же! Эх вы, дешевые японские бракоделы!»
«Здесь водятся какие-нибудь монстры? Например, с головой слесаря?»
«Вас учат технике секса?» «Приходится. А вдруг автоматика выйдет из строя?» «И вы тогда переходите на ручное управление?»
«Я думаю, что разум существует во вселенной. Кроме нескольких мест в Нью-Джерси».
Но иногда Аллен напрямую и серьезно говорит свое субъективное отношение к тем или иным вещам. Позвольте привести еще несколько фраз из этого фильма:
«Политическая власть губит людей. Все, кто там, наверху — мерзавцы».
«Я не верю в науку. Для меня наука — это абстракция. Или люди в белых халатах, которые режут лягушек и выдвигают великие гипотезы».
«Я верю секс и смерть. Потому что это две вещи, от которых я не могу убежать».
А вообще суть Вуди Аллена наиболее четко выражена в диалоге, опять же из «Спящего»:
-Ты шутишь?
-Да. Я всегда шучу.
Ставить этому фильму какую-либо оценку было бы нечестно. Потому что фильмы Аллена лежат в плоскости, которую нельзя оценить оценкой. Они не могут нравиться или не нравиться российскому зрителю. Рассуждать об этом, это все равно, что говорить о том, чего ты до конца не понимаешь. Потому что все вкусности от его творчества можно получить, только смотря его в оригинале.
«Спящий» — ироничная, фантастическая комедия от режиссера Вуди Аллена. Он талантливый человек и уже много десятилетий каждый год снимает комедии в своем стиле и атмосфере. Мне нравится смотреть его фильмы, ведь они реально комичны, остроумны и смешны. Данная комедия, которая была снята в далеком 1973 году, для того времени снята достойно, интересно и оригинально.
Главный герой идет к доктору, и его замораживают. Проснувшись почти через 200 лет он попадает в будущее, и здесь от него ждут многое, и мы видим забавную и до крайности смешную историю человека, попавшего в далекое будущее, где его везде ждут сюрпризы и новшества нового времени…
Вуди Аллен, который является и режиссером, и сценаристом, и композитором этой комедии, еще и исполняет главную роль в своем фильме. Он играет своего комичного героя очень смешно. От некоторых с ним забавных и нелепых сцен, нельзя удержаться от смеха. Фильм этот действительно является отличной комедией, и его весь смотришь с улыбкой на лице. Обладательница премии Оскар за лучшую женскую роль Дайан Китон замечательная американская актриса. Она состоялась и как драматическая, и как комедийная актриса. Мне она с детства очень нравится. В ней есть некий огонек и конечно актерский талант. В этой комедии она составила Вуди Аллену отличный дуэт, и вместе они здорово и уморительно смотрелись. Если Вы хотите провести вечер в положительных эмоциях, то включайте эту комедию, она невероятно смешная, легкая и насыщенная.
8 из 10
Вот, кому-то так повезет изменить всю свою унылую жизнь или же прокрутить ее на несколько дублей вперед, чтобы ничего прошлого не мерещилось, остаться в такой же форме, каким и был сейчас, с той же биографией и тем же средним капиталом, чтобы выглядеть достойно, когда тебя обнаружат через двести лет в какой-нибудь секретной лаборатории, где будто бы ожидали твоего появления на свет, как голенького младенца, только привыкающего к новым ощущениям. Только что увидевшего чужих говорунов в белых халатах, пытающихся доказать друг другу, как правильно пеленать ребенка, как правильно нужно взять его на руки, покачать и отдать родителю, который от него скоро откажется и новорожденный останется сиротой, так и не успев выговорить первое слово — тебе все равно, кем ты был до этого, может, тебя вообще не было, может, это был не ты, там, в очаге политических распрей и межидеологических состязаний, в стране ярких портретов и массовых кадровых выступлений, может, тобой воспользовались для каких нибудь провокационных мотивов и твоей семье ничего не доложили или не хотели докладывать. Теперь перед тобой предстают новые формы, которые не требуется запоминать, теперь ты можешь просто любоваться собой, собой, проснувшимся.
Как я уже писал в предыдущей статье, чтобы лишне не повторяться, Аллен использует новые темы, и в каждой своей следующей работе он иронично проецирует их на пленке во внезапных сценок, полных недовольства внешней абстракцией и всем ее порождающим, эмоционального карнавала и бытового диспута, которым режиссер напоминает о своей научной принадлежности к высшим интеллектуалам. Его теперешняя работа как нельзя лучше отображает все принципы стеснительного худощавого комика-артиста, начинающего по-новому представлять себе кинематограф, которым он живет, а как сам исполнитель главной роли Вуди просто бесподобен, сам себе Чаплин в круглых очках.
Помимо заснувшего на два столетия неудачливого слабака, сыгранного самим постановщиком, на первом плане также выступает молодая актриса Дайан Китон, эгоистичная богачка, живущая бесцельно со своим супругом, не понимающая смысла безответной любви, любви, передаваемой Алленом с душевной простотой, которую приятно наблюдать, не только слушать. Великолепный дуэт неравных героев и одна спорная тема, которую автор умело закончил. Это не просто встреча через 200 лет, это то, чего добились люди за двести лет, одного только уединения на фоне горного пейзажа, где никто не вас не застанет, где вы сами хозяева свободной жизни.
Это самая лучшая комедийная работа Вуди Аллена, которую я когда-либо видел, самая лучшая метафорическая антиутопия! Это тот триумф, который я пытался найти в мелодрамах режиссера, и нашел, именно ту компактность, которую творец пытался сохранить, которая и обнаружила того человека в криогенном мешке и вместе с тем новую скульптуру Родена — маленького мыслителя с большими намерениями, замершего в нелепой позе, готового выполнить все наши поручения. Новый пробудившийся персонаж!
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Спящий 1973 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Майлс Монро, человек, состоящий из сплошных недостатков, лег в 1973 году на операцию, а проснулся 200 лет спустя. Оказывается, все это время его держали в криогенной заморозке, и теперь тайно разморозили ученые-революционеры, т. к. только он один в обществе будущего не имеет в компьютере своего номера. Фактически его просто не существует. Но ученые сделали неверный выбор, разморозив этого маленького очкарика, он и в свое время был недотепой, а теперь, совершенно не ориентируясь в обществе будущего, где правит коварный диктатор, полицейские отряды, где нет любви, отношений, где едят только искусственно выращенные овощи, он становится просто монстром разрушения! Единственная, кому он может доверять - красавица Луна, в которую он влюбился без памяти.
Спящий / Sleeper 1973, США, комедия, фантастика