Галерея
Интересные факты 3
Актеры 15
Съемочная группа 8
Рекомендуем 22
Похожие 21
Отзывы к
фильму
10
Для простого зрителя фильмы Довженко очень сложны, потому что это совершенно свой особенный размеренный киноязык. И фильм «Земля» не исключение. Вся картина построена на символах, поэтических образах, на созерцании. Вместе с камерой мы очень долго всматриваемся в поля, в яблоки, в арбузы, в землю, в лица людей. Поэтические символы и долгие кадры заставляют тоньше чувствовать ту историю, которую нам рассказывает режиссер. Такое ощущение, будто твоя душа, твое мироощущение становятся тоньше и тоньше к концу фильма. Будто какая-то грубая шелуха спадает с них.
Во время просмотра создается ощущение, что ты сам на этих полях, сам стоишь под проливным украинским дождем, находишься среди этих людей. Удивительно, ведь прошло столько лет, фильм немой и черно-белый. Как это получается? Наверное, дело в тотальной искренности Довженко, в его большой любви к своей родине. Иначе это не объяснить. Одной только головой, одной только мыслью невозможно создать такой киноязык. Этот фильм — это то, что и как видит сердце режиссера, а не его разум.
Смысл имеет смотреть тем, кто хочет разбираться в истории кино и тем, кто хочет знать шедевры мирового кинематографа в лицо, а не по рассказам. Потому что уж что, а этот фильм точно нельзя ни пересказать, ни описать толком. Надо только смотреть.
Наверное, такое есть у каждого любителя кино. Когда какая то знаменитая фигура или фильм не воспринимаются. У меня один из самых больших вопросов в истории кино — это Довженко. Это, наверное, худший из известных режиссеров. У него не было ни знаний, ни умений Эйзенштейна, Пудовкина, Кулешова, ни интуитивной мощи Роома, ни тонкого понимания искусства Мурнау… и собственного говоря, я никогда не понимал, что он делает в этой компании. Кино Довженко часто называют поэтическим, но это пустой оборот речи, за которым ничего не стоит. На самом деле кино Довженко, почти любительское, особенно то что он снимал после Земли.
Землю внесли в список 12-ти лучших фильмов в 1958 году, за номером 10. Но так же в этом списке оказалась и Золотая лихорадка Чаплина и Кабинет доктора Калигари. В ранний период развития кино, часто то что вылядело более странным, то и становилось шедевром.
Земля очень странный фильм. Внешний его сюжет — абсолютно дешевый пропагандисткий кич. На этот кич Довженко попытался налепить «поэзию», но когда такое делается на голубом глазу и неосознанно, то получается кич еще больший. Довженко это не Джойс все-таки. А всего лишь малообразованный крестьянин, дорвавшийся до кино. Земля — зрелище тяжкое. Почти любительское. Очень статичное и корявое. Мысль, которую пытается донести автор туманна, да я и сомневаюсь, что таковая вообще была. Короче, переоцененный фильм.
Фильм «Земля» по праву можно считать золотом украинского кинематографа. А, может, и его главным достоянием, пережившим время и критику, сохранив ту эпохальность, которой не достигали ни Эйзенштейн, ни Протазанов, ни многие другие. Бесспорно, их фильмы великие, но в них чувствуется открытая гласность на темы «Коммунизм — оплот мира», «Да здравствует революция!» и просто возвышается это красное явление. В «Земле» никто не тычет носом зрителя в коммунистическую баланду, здесь нет прямой вездесущей пропаганды. Не стоит ли только за это пожать руку Александру Довженко — режиссёру ленты?
Конечно, фильм не лишён идеологии. Другой вопрос — как она преподнесена? Фильм повествует о истории села незадолго до коллективизации, где его главные лица — рабоче-крестьянская молодёжь. В один момент происходит перелом в судьбе села, где жизнь уже никогда не будет прежней.
В том-то и заключена ненавязчивая идеология. В соответствие с переломным моментом в жизни сельчан происходит и переломный момент в жизни всей страны, всей Украины и СССР в конце концов. На фоне одной семьи, где ничто и никогда не будет прежде, олицетворяется целое государство. И никаких лозунгов, митингов и революций, история плавно перетекает из одного периода в другой, символом чего является даже не гласный трудяга-паренёк Василь, а дед, мирно ушедший к праотцам в самом начале ленты. Одна эпоха умерла, родилась другая. Остальное — лишь мир, труд да май — простая жизнь крестьянского населения той поры. Ровным счётом, тут и пропаганды нет никакой. Простая жизнь… Всё. Естественно, символика последующих событий в фильме не утрачивается, и всегда одно село останется олицетворением всего Союза, где будет место и недовольным, и бастующим, и ударникам, и счастливым. Возможно, единственным явным случаем пропаганды является упоминание атеизма в одной из сцен, что приказывала тогдашняя идеология страны.
Прослеживается некая символика и в месте съёмок. Скорее всего, Довженко нарочно выбрал протагонистами колхозников, а не рабочих. Действие происходит не в промышленном и индустриальном городе, а в тихом селе где-то в глубинке Украины, где трактор станет первым «экологически-опасным» предметом. Здесь — и показ девственности, чистоты местной природы: эти поля с колыхающейся на ветру пшеницей, это чистое небо, яблоки. Операторское мастерство позволяет нам узреть эту красоту и порадоваться. А люди? Да они порой, как дети малые, что подтверждают порой их комичные и простые действия. И лишь пару раз за фильм они применяли этот русский экспрессионизм, да и то из-за ограниченности техники, чтобы продемонстрировать свои чувства и отношение в немом варианте. С ними с нуля и начинай. Отличный «материал» для будущего оплота мира!
Не только «Потёмкиным» и «Человеком с киноаппаратом» на ранней стадии силён наш отечественный кинематограф. И попадание «Земли» в многочисленные списки по мировому кино тому подтверждение. ЮНЕСКО так вообще включили этот фильм в список шедевров мирового кинематографа. Ерунду и всё подряд они не брали. Отрадно, что «Земля» оказалась там. Это самый простой фильм, где нет ничего необычного в технической части (до того же «Броненосца» ему далеко), но в части духовной трудно вспомнить что-то похожее, снятое в те же времена на территории СССР.
9 из 10
Фильм «Земля» — шедевр киноискусства. В нем языком кино, в высокой поэтической форме, выявлен глубокий философский смысл Жизни или Бытия.
А. Довженко великий художник, он смог подняться на такую высоту человеческого духа, откуда видно само течение времени, открываются законы жизни.
Когда смотришь фильм, приходит ощущение единства природы и человека, и Земли — как Матери всего живого на земле. Это восходит к тем древним временам, когда люди еще поклонялись Матери Земле как Матери-Богине, и близко по ощущению к древнеиндийскому видению мира. Там залегают «корни» нашей культуры.
Фильм символичен, по-своему метафоричен. Необыкновенно выразительными, мастерски смонтированными кадрами А. Довженко удалось передать эту неразрывную связь всего живого на земле. Непрерывное движение жизни: смерть старого крестьянина-труженика рядом с созревшими и собранными плодами, а маленькие дети играют теми же плодами земли. Старый человек, прощаясь с жизнью, ест эти плоды земли, и дети, играя, тоже едят их. Прекрасное молодое лицо девушки рядом с цветущими подсолнухами, обращенное к солнцу и жизни; колышущееся, как море жизни, бескрайние поля пшеницы. Цветет, плодоносит земля и своими щедрыми дарами питает все живое и человека.
На земле рождается, развивается, стареет и уходит в небытие (в земное лоно) человек. Таков закон жизни на Земле. Создается ощущение космического ритма, повинуясь которому, сменяются времена года и циклы жизни на земле. Закон жизни или закон Земли — это сила самой природы, великая движущая сила. Тот, кто нарушает ее движение, обрекает себя на отторжение и гибель (так происходит с кулаками и убийцей Василя).
Еще я бы хотела бы отметить, что А. Довженко удалось на экране передать ритм движения жизни, кадры монтируются в определенном темпе: то неспешные, медленные, певучие (ветер колышет пшеницу, плоды зреют на ветках), то ритм фильма в определенные моменты ускоряется (кадры труда), то снова замедляются (кадры ночи). Создается необыкновенное ощущение, его трудно передать словами, ритм фильма — музыкален. В заключительной сцене похорон этот ритм рождает ощущение звучащей песни.
А. Довженко — великий режиссер, как удивительно поэтичны его кадры. А как выразительны люди, герои фильма: их лица, глаза, позы. Этому фильму малы обычные рамки: трагедия… герой…антагонист героя… катарсис… Он снят как бы в другой системе координат. Лучше сказать, что фильм «Земля» — это Поэма, поэтический Гимн обновлению.
Неотвратим приход нового в жизнь: машины и трактора облегчают тяжелый труд крестьян, радость и улыбки на лицах людей, коллективный труд приносит радость, это созвучно закону Земли и земля щедро одаривает своих тружеников. Показаны в фильме и силы, которые противостоят движению жизни, нарушают закон Земли. Ночью кулак убивает Василя, красивого молодого парня, того, кто так хотел жить, трудиться и любить. Горе отдельного человека показывает А. Довженко кадрами необыкновенной силы. Видно, как происходит прозрение Опанаса, потрясение самих основ его сознания. Почему старые нравственные законы не остановили убийц, как они допустили убийство честного парня, желавшего добра людям? Когда-то еще сомневающийся, он сам приходит к тем, кто приносит обновление в жизнь.
Хоронят Василя парни и девушки — юность Земли. А. Довженко создает необыкновенно поэтические кадры, кадры потрясающей силы: ветви яблони с плодами ласкают лицо Василя, проплывают цветущие подсолнухи, поля пшеницы. Нет, не в прошлое, а в жизнь уходит Василь. В саму жизнь на Земле, которая всегда обновляется, в Весну, которая обязательно наступает. Массы людей захвачены движением к новому, к светлому будущему. Мощная новая песня летит над колышущимся морем пшеницы, преследует обезумевшего от страха кулака. Люди даже не оглядываются туда, где злобствует убийца, даже не слышат его. Он вместе со всем темным, злым, отжившим остается позади. Жизнь на земле торжествует: мать Василя рождает новую жизнь.
Невеста Василя мечется в отчаянье, срывает иконы. Она восстает против несправедливости, нарушающей волю природы — любить и рождать новую жизнь. Так страдала бы земля-мать, лишенная извечного предназначения — давать жизнь и питать все живое. Но животворные, благодатные дожди омывают Землю-кормилицу. И горе невесты Василя побеждает великая сила жизни, невеста обретает новое счастье.
Фильм А. Довженко поражает своей мудростью, поэтичностью, красотой. Великий смысл его в том, что приход нового в жизнь неотвратим, как приход Весны!
Я не искусствовед, простая зрительница, поэтому написала свое, личное мнение. На мой взгляд, фильм «Земля» А. Довженко — лучшее произведение, созданное в области киноискусства.
Вообще писать о фильме «Земля» трудно, он необъятен, многогранен. Думаю, что фильм лучше всего смотреть.
+
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Земля 1930 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Драматическая история крестьянской семьи в эпоху коллективизации. Рушится привычный жизненный уклад, казавшийся незыблемым. Бывшие односельчане становятся врагами, и в новом колхозе происходит убийство.
Земля / Zemlya 1930, СССР, драма