Галерея
Интересные факты 9
Актеры 57
Съемочная группа 30
Рекомендуем 25
Похожие 22
Отзывы к
фильму
20
«Ты уверен, что всё знаешь о нем!..».
Несмотря на то, что свою популярность профессиональному боксу, согласно вновь открывающимся просопографическим перспективам, пришлось разделить с MMA, тем не менее он остается профессиональным и разумеется голливудские мастера по слаганию коллективного бессознательного не могли упустить возможность обыграть в нем «величайшую» легенду мирового бокса Мухаммеда Али (Уилл Смит) и попутно прихватить и отправить в сферу бессознательного ряд тщательно выверенных и зарекордированных фактов из его насыщенной словами и событиями автобиографии.
Что примечательно, все что требовалось от творческой группы, это лишь отобрать и склеить известные эпизоды и подать под нужным ракурсом и в нужной последовательности и эгрегор всемирного профессионального бокса, прибавив в свою копилку волевого и неординарного во всех смыслах боксерского бойца, отпечатал в пространстве, и это нельзя не заметить, очень необычную картину, и, надо думать уже успел притянуть к себе новоявленных «Мухамедов Али» по всему миру, кому так или иначе пришлось или еще придется провести свой судьбоносный бой со своим «Джорджем Форманом», в абстрактном африканском Заире и, в рамках своих лингвистических систем, расплавив последнего до однородной массы, обогатить ментальный мировой код вновь открывающимися обстоятельствами и перспективами. И в этом плане Мухаммед Али в спортивной драме Майкла Манна «Али» (2001), помимо волевых и бойцовских качеств, действительно походит на Пророка, а афроамериканцы времен юношества Кассиуса Клея, теперь могут менять свой цвет кожи с цветом глаз на любой, какой только пожелают их душа. Если бы только покойный Мухаммед Али знал каким образом ему удалось переписать историю мирового спорта и бокса, то верно он развеял бы последние сомнения относительно своей судьбоносной роли и жизненного подвига. Будучи игрушкой в руках судьбы и разменной монетой между Республиканцами и Демократами со всеми сопутствующими конфликтующими течениями, он не изменил принципам и остался собой и хотя жаловали его скорее первые нежели вторые, все же, все с чем ему пришлось столкнуться в жизни он обратил в свой личный успех..
Что касается сюжетного решения, с отображением значимых вех спортивной карьеры Мухаммеда Али, скорее всего, версия срежиссированная в 2001, ожидает своего продолжения и новые «Уилл Смит» вместе с «Майклом Манном» нас еще ждут впереди, где они расскажут новую, качественно новую историю, с добавлением упущенных деталей, к тому же технологии deepfake уже в состоянии нарисовать неотличимый с реальной личностью образ, где Мухаммед Али, в исполнении настоящего, профессионального боксера, должно быть, будет выглядеть намного реалистичнее, нежели изобразил его Уилл Смит, хотя и он сыграл вполне добротно и правдоподобно. В целом довольно качественный и содержательный фильм…
Нескончаемые волнения на улицах страны храбрых, унизительная расовая сегрегация в обществе, скотское отношение белых, радикальная реакция чёрных, лакированные старинные кабриолеты, Вьетнам, расцвет телевидения, Сэм Кук на сцене и по радио и театр Аполло, видимый из квартиры Мохаммеда Али в Нью-Йорке — всё это прекрасно демонстрирует ярчайшее десятилетие в истории Соединённых Штатов, протестующее и бунтарское. Люди жили в то время, когда консерватизм дал трещину, и стало не модно бравурно говорить о патриотизме и идти и убивать жёлтого человека. Отголоски эпохи ощущаются до сих пор, когда мы без устали говорим о необходимости сложить ружья. Но одна проблема если не разрешилась, то неизгладимо заявила о себе — исторический расизм в США, о чём и повествует фильм Майкла Манна. О расизме, но никак не о Мохаммеде Али — выдающемся боксёре-тяжеловесе, весь список достижений и наград которого выйдет далеко за пределы ринга и протянется ни одно десятилетие, вобрав ни одну часть общественной жизни. Да ещё и без должной толики драмы — как бы ни нахваливали критики Манна — режиссёр с остальными авторами многое упустил, что непростительно в условиях байопика итак довольно громоздкой протяжённости, чуть более двух с половиной часов, и слогана «Ты уверен, что всё знаешь о нём!..».
Не секрет, что для Кассиуса Клея расовый вопрос был, пожалуй, самым острым в течении всей его жизни. Он боролся с угнетением различными способами: состоял в тоталитарных сообществах, открыто заявлял о истинных своих мыслях, не пытаясь утаить/соврать/слукавить. Яркий контрпример старообрядческим укладам, Мохаммед Али был феноменом своего времени, достойным звания амбассадора в миротворческих организациях. Именно поэтому вырезать десятилетний кусок из его жизни оказалось недостаточно. Нарушается стандартный закон драмы, где банально образ героя не раскрыт сполна. Одного упоминания о повешенном за колючую проволоку чернокожем мальчике явно мало, дабы понять, как у боксёра сформировалась крайне ненавистная позиция по отношению к ущемлению прав его расы. До того он пламенно плещет антибелыми памфлетами, приплетая и антивоенный настрой, что становится страшно, как бы дружба с Малкольмом Иксом не переросла в действо. А мимолётом Литтл гибнет, как и позднее Мартин Лютер Кинг от пули снайпера на втором этаже мотеля, причём скоротечно, без лишних пояснений проносясь фактом через хронологию событий. Али же продолжает бороться, мимолётно лишь выходя на бои, зарабатывая кулаками на жизнь (ничего удивительного, ведь в тот период он был отстранён от поединков за уклонение от военной службы).
Но ведь не только это составляло судьбу и тяжёлое бытие Мохаммеда. Манн из-за каких-то соображений предпочёл некоторые события не показать, а вставить как бы отбивкой музыкальный фрагмент, где герой будет долго думать. И если, например, историю с первым призывом, который боксёр не прошёл из-за низкого результата теста IQ, понять можно — потому что авторы не хотели демонстрировать плохую сторону спортсмена, тогда ещё живого — то некоторые вещи достойны чуть ли не отдельного фильма. Известный факт: после победы на Олимпийских играх в Риме Мохаммед вернулся домой гордостью нации и родного города, где был торжественно встречен самим мэром. Однако, его отказались обслуживать в ресторане «не для цветных», из-за чего раздосадованный чемпион выбросил золотую медаль в реку — она не стала путёвкой в справедливую жизнь. И через 36 лет, на домашней Олимпиаде в Атланте ему вручили точную копию награды; а сам Али зажёг олимпийский огонь на глазах заполненного стадиона, уже будучи физически больным и слабым человеком. И таких событий действительно много, но показаны одни лишь протесты. С олимпийской судьбой драма при определённых умениях могла приобрести и слёзный характер. А протест чувствам рознь, поэтому сыгранный Уиллом Смитом спортсмен редко выглядит очеловеченным героем, а не пропагандистом Нации ислама. В герое почти нет того, ради чего и надо снимать биографические картины — его и его истории.
Не стоит забывать, что в первую очередь Мохаммед Али был легендарным спортсменом, оказавшим влияние на спорт в целом, а не только на бокс. И показ полной и более подлинной жизни стал бы куда более ценным решением. «Али» мог получиться сильным, мотивирующим фильмом, с чувствами, с толком, с отдачей каждому периоду судьбы того необычного человека. А не так, как вышло — с демонстрацией какого-то агитационного антирасистского документа, где каждое закулисное, непоказное выглядит обрезанным копированием сухих строк Википедии: вот Мохаммед находит любовь, вот ещё раз, вот он кричит в лицо Джорджу Форману «Покажи, на что ты способен!», бросается коронными, но вставленными ради простой вставки фразами. И в итоге он получается совершенно не тем, каким был реально и каким его хочется видеть. Он получается протестующей машиной и заносчивым задирой. Последнее ему неплохо так в реальности обернулось, но зритель и того не узнает. Он получается не человеком, изменившим историю мирового спорта, не человеком, давшим множеству бедных чернокожих людей надежду и бедным вообще — богатые бокс не выбирают. Да и на бою в Африке не окончилась ни великая карьера Али, ни дальнейшая жизнь, в кино заключённая до безобразия энциклопедическим упоминанием о том, что боксёр вновь сменил жену, и больше ни о чём.
«Али» — это фильм не о спортсмене и не о спорте, а о явлении давно ушедших дней. Как бы достоверно не были переданы мятежные 1960-е в судьбе Мохаммеда, они и смысла-то не имели ортодоксального в 2001 году, когда картины с Сидни Пуатье, манифесты Спайка Ли и затишье перед толерантным временем не давали повода вновь выслушивать пресловутое «Расизм — это плохо, понятненько?». И было бы всё равно, да вот работа всячески намекает на повествование о Кассиусе Клее: и слоганом, и постером, и трейлером с сочными вставками поединков, на деле являя очередное облизывание минувших лет. Неудивительно, что «Али» провалился в прокате, не отбив 107-миллионный бюджет, и остался за бортом главных наград (и то Уиллу Смиту). Желая увидеть историю Величайшего, видишь покоцанные сценаристами вырезки из его жизни на фоне истории США времён Контркультурной революции. Желая увидеть последнее — не видишь ничего нового.
3 из 10
Наверно в мире только ленивый не знает кто был такой Кассиус Клей он же Мухаммед Али. На свете много успешных боксеров, так почему же как только людей спрашивают, кто из величайших в мире боксеров, все называют, в основном, одно имя: «Али»? Ведь он не выигрывал все бои в своей карьере, как сделал это Рокки Марчиано, а закончил свою профессиональную деятельность с пятью поражениями. Он не был самым мощным боксером, как скажем Тайсон или Форман. А может он был первым народным чемпионом, да вроде тоже нет его опередил Джо Луис. Так чем же он так запомнился нам, что мы его называем «великим». Наверно потому что он всем кричал об этом направо и налево. Может быть и так. Но одного слова не достаточно, его надо всегда подтверждать действием, что он собственно и доказывал, снова и снова отстаивая свой титул. Но даже это не самое главное, почему, на мой взгляд, его все так помнят и почитают. Али был первым из боксеров кто открыто и публично вел себя на публике, не боясь говорить то что думает, отстаивая свои права в плане расизма, религии и общества. А ещё он был просто добродушным, честным и веселым человеком который готов был помочь любому кто в нем нуждался. Человек хочет спрыгнуть с крыши, подождите немного сейчас придет Али, он разберется. Дети в школе мечтают увидеть своего кумира, Али уже здесь. Детишки-беспризорники опять стащили колбасу из лавки и нужно их направить на правильный путь, кто как не Али сделает это лучше. В одном из подобных заведений был и юный Тайсон, и кто знает кем бы он стал если бы в тот день к нему не заглянул все тот же Али. Перечислять список послужных работ боксера можно бесконечно, но можно с уверенностью сказать, что Мухаммед Али по истине заслуживает право носить звание народного чемпиона.
Фильмы Майкла Манна всегда нерасторопны, раскрывают подробно все мелочи и давая зрителю подумать над той или иной сценой и диалогами, будь то «Схватка» или «Соучастник». Таким является и фильм «Али» с Уиллом Смитом в главной роли. Картина с высоким классом точности, раскрывает период от восхождения Али на олимп до его борьбы с политикой в которую он был впутан. Примечателен фильм ещё тем, что помимо самого боксера можно увидеть множество известных людей таких как Дон Кинг и Малкольм Икс. За отношениями Али с последним из перечисленных ещё более интереснее наблюдать, зная какую важную роль он играет для всех чернокожих афроамериканцев.
У фильма невероятная атмосфера 60-х, саундтрек тех годов с Сэмом Кукки и хорошо прописанный сценарий. Качественно описан характер героев и почти в слово передаются диалоги какими они были на самом деле, это же касается и самих боев. Я не стану говорить, что Уилл Смит смог точно передать харизму Али, но думаю лучше него вряд ли кто смог бы. Жаль, но ничего не вечно и рано или поздно всему приходит конец. Вот и не стало и Мухаммеда Али, безусловно появятся много других известных боксеров, спортсменов и героев, однако ещё долго придется ждать того кто смог бы сравняться с ним.
9 из 10
Совсем ещё юный мальчуган сжимает руку матери в практически заполненном до отказа автобусе. Читать он не умеет, но его взгляд намертво прикован к газете сидящего напротив старика — на первой полосе фото убитого чернокожего подростка, чьё лицо превратилось в кровавое месиво. Пройдут годы и шокированный увиденным мальчишка, с течением времени ещё не раз за свою юность лицезревший бесчеловечное отношение к своим темнокожим собратьям, вырастет в крепкого рослого мужчину, а длинные руки обрастут волокнами стальных мышц, с помощью которых он будет сметать своих соперников со спортивного настила, а те, замерев от бессилия, боли и злобы, ничего не смогут противопоставить восходящей звезде профессионального бокса, впоследствии ставшей легендой и имя этой легенде — Мохаммед Али.
Начальные десятилетия XX века охарактеризовались массовым наплывом иммигрантов всех наций в США, это были люди вне системы, без крова, денег и уважения и бокс служил призрачным, но всё же единственно-верным для них мостиком в нормальную жизнь. Девять дней из десяти дрались боксёры из Мексики, Ирландии, Пуэрто-Рико — именно этот контингент формирует приток эмигрантов в Штаты на сегодняшний день. Чтобы заработать тогда на жизнь многим приходилось драться. И среди вышеперечисленных отщепенцев особняком стояли темнокожие — многомиллионная армия людей с черным цветом кожи, которая прошла долгий и полный презрения и несправедливости путь самосознания от «негров» до «афроамериканцев». Расизм и расовую нетерпимость, которые на протяжении столетий испытывали на себе чёрные рабы Америки, пришлось почувствовать на своей коже и молодому Кассиусу Клэю, перспективному спортсмену, быстро осознавшему что единственный путь наверх для него, как и для многих других его собратьев, в этой жестокой стране — это ринг. Буквально избив на тот момент действующего чемпиона Сонни Листона, Клэй в мгновение ока стал звездой и ошеломил всех доселе невиданной техникой ведения боя: да, у него был не самый сильный удар в своей весовой категории и грамотно защищаться он не умел, но потряс всех он совсем другим — своей невероятной скоростью и ловкостью движений на ринге, буквально обрушивая на соперника град молниеносных ударов, чья быстрота и стремительность была в диковинку среди бойцов-тяжеловесов, а своим девизом увековечил в истории знаменитое «Порхай как бабочка, жаль как пчела», знакомое сегодня даже тем, кто максимально далёк от мира бокса.
Автор культовой «Схватки» и корифей структурно сложных и многогранных жанровых работ, уроженец Чикаго Майкл Манн, за основу сюжетной истории своего детища взял 10-летний отрезок жизни великого спортсмена, с 64-го по 74-й годы, венчающий собой начало чемпионской поступи Мохаммеда и его возвращение на ринг и лидирующие позиции после схватки в Заире с Джорджем Форманом, тем самым выстроив повествование по фабуле нетипичной для большинства байопиков, основная масса которых придерживается последовательной схемы демонстрации жизни героя, начиная с его рождения и до последних дней. Однако работу Манна сложно оценивать однозначно, уж очень непростая у него получилась картина. Сразу бросается в глаза претенциозность и монументальность замысла авторов — Манн пытается одновременно усидеть на двух стульях и рассказать не только частичную историю жизни Али, но и поведать нам о политической и социальной обстановке в стране в те годы. И тут кроется один из главенствующих изъянов картины: Манн просто не тот режиссёр который будет разжёвывать детали и информацию сидящему у экрана зрителю, он выстраивает рассказ из расчёта на осведомленность и знания смотрящих. С одной стороны, это, несомненно, плюс, так как перед нами серьёзное драматическое кинополотно не собирающееся играть в поддавки со зрителем, с другой — многим лента покажется «сыроватой», недоработанной и недосказанной в деталях и, конечно же, это оттолкнёт публику. Так же зачастую можно поймать себя на мысли, что некоторые персонажи обозначены чрезмерно поверхностно и даже, в буквальном смысле, мимолётно — они появляются в повествовании, влияют на ход определённых событий и затем бесследно исчезают. Отчасти можно упрекнуть Манна и за скомканность и скоротечность в подаче и хронологии экранного очерка — но тут постановщик и сценаристы просто стали заложниками жанра, всё-таки сложно подробно и во всех деталях рассказать и раскрыть все жизненные перипетии человека, будучи ограниченным рамками 150-минутного хронометража.
В остальном же нужно отдать должное знаменитому режиссёру: Манн с умом распорядился выделенным бюджетом и снял практически эталонную с технической точки зрения картину. Атмосфера и антураж 60-х и 70-х воссозданы очень точно и правдиво — автомобили, одежда, музыка, ламповые телевизоры, камеры и микрофоны в руках спортивных тележурналистов, сцены с массовым скоплением людей, всё это словно переносит нас в ту эпоху. Музыкальные композиции идеально ложатся на видеоряд, дополняя картинку, а проникновенная ода «Tomorrow» певца Салифа Кейты навечно врезается в память как и сцена пробежки Али по улочкам Киншасы. Конечно же, стоит отметить самую главную изюминку картины: сцены боёв — их постановка просто безупречна, максимально приближена к реальности и сам ход поединков воссоздан подробно и с соблюдением всех деталей. Во многом это заслуга Эммануэля Любецки, чья операторская работа восхищает своей филигранностью и разнообразием ракурсов: мы можем взглянуть на бои не только глазами обыкновенного зрителя, но и взором рефери, самого Али и даже его соперника, падающего на настил как подрубленное дерево. И даже кадры, снятые излюбленной цифровой камерой Манна и бросающиеся в глаза своим «зерном» выглядят органично, несмотря на своё историческое несоответствие как технического приёма. С точки зрения реконструкции событий фильм получился удивительно правдивым, хотя и затрагивающим не все бои и события показанного периода. Из актёрской плеяды, несомненно, выделяется исполнитель главной партии — Уилл Смит, бывший хип-хоп исполнитель, здесь впервые для себя воплотивший сложный драматический образ. Смит актёр неровный и тут сыграл не без огрехов, однако в целом его игра заслуживает похвалы, а в стремлении перевоплотиться в легендарного спортсмена он продемонстрировал настоящие рвение и профессионализм — Смит научился драться и двигаться в схожей с Али манере и выглядел достойно на фоне соперников, которых сыграли настоящие боксёры. Однако авторам не удалось избежать набившей в мировом кинематографе оскомины и не романтизировать главного героя, исказив тем самым его образ — в реальной жизни Али был более импульсивным и непосредственным человеком, буквально фонтанирующим энергией, совершавшим ошибки и позволявшим себе некрасивые поступки, тогда как Смит сыграл преимущественно сдержанного и лишь отчасти подверженного вспышкам гнева человека. Однако на сегодняшний день этот человек стал по праву живым олицетворением несгибаемости человеческого духа и верности своим идеалам, а история раз и навсегда увековечила его звучное имя и теперь вряд ли найдется на планете хоть один человек, который его не слышал.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Али 2001 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Мохаммед Али является великим героем Америки, кумиром всего мира, и в то же время, одной из самых недооцененных персон XX века. Борясь за гражданские права в родной стране в сложные, бурные годы, когда громкие политические и социальные события коренным образом меняли мировоззрения людей, Али защищал угнетенных и дарил людям новую надежду. История сделала его живой легендой, и теперь вряд ли найдется на планете хоть один человек, который не слышал гордое имя Али.
Али / Ali 2001, США, биография, драма, спорт