Головокружение

Vertigo

1958, США, детектив, мелодрама, триллер

Скотти Фергюсон - отставной сыщик, которого не назовешь баловнем судьбы: одинокий, оставшийся за бортом своей профессии, да еще и страдающий патологическим страхом высоты. Бывший коллега Гейвин Элстер просит его последить за своей женой Мэделин, одержимой идеей самоубийства...

HD
12+   2ч 8м КиноПоиск  7.9 IMDb  7.9
Головокружение

Галерея

Интересные факты 22

Съёмки фильма проходили в период с 30 сентября 1957 по 19 декабря 1957.
В начале фильма, когда Скотти беседует с Гэвином Элстером (Том Хэлмор), при смене кадра исчезает лед в стаканах.
В одной из сцен книги на витрине книжной лавки лежат по-разному во время входа и выхода героев.
В гостиной Скотти было два стула со светлой обивкой. Когда Скотти второй раз заходит в спальню, где спала Мэделин (Ким Новак), одного стула нет, а второй почему-то стоит у столика.

Актеры 10

Джеймс Стюарт
Det. John 'Scottie' Ferguson
Kim Novak
Madeleine Elster / Judy Barton
Tom Helmore
Gavin Elster
Ellen Corby
Manager of McKittrick Hotel
Ли Патрик
Car Owner Mistaken for Madeleine
Бесс Флауэрс
Diner at Ernie's (в титрах не указан)

Съемочная группа 33

Альфред Хичкок
Режиссёр, Продюсер
Bernard Herrmann
Композитор оригинальной музыки
Robert Burks
Оператор-постановщик
Генри Бамстед
Арт-директор
Edith Head
Художник по костюмам
Sam Comer
Декорации
Сол Бэсс
Title Designer
Хэл Перейра
Арт-директор
Алек Коппель
Сценарист
John P. Fulton
Special Effects
Farciot Edouart
Special Effects
Daniel McCauley
Assistant Режиссёр
Harold Lewis
Sound Recordist
Winston H. Leverett
Sound Recordist
Херберт Коулмэн
Associate Продюсер
Бобби Грин
Assistant Camera
Ральф Акснесс
Second Assistant Режиссёр
Warren Hoag
Electrician
Dominic Mautino
Standby Painter

Рекомендуем 24

Гражданин Кейн
1941, США, детектив, драма
На север через северо-запад
1959, США, боевик, детектив, триллер
Квартира
1960, США, драма, комедия, мелодрама
Желтая пресса
2007, США, драма
Касабланка
1942, США, военный, драма, мелодрама
Дурная слава
1946, США, драма, мелодрама, триллер
В случае убийства набирайте «М»
1954, США, криминал, триллер, фильм-нуар
Психо
1960, США, детектив, триллер, ужасы
Осьминоги
2005, США, комедия, мультфильм, сериал
Окно во двор
1954, США, детектив, триллер
Птицы
1963, США, ужасы, мелодрама, детектив, драма
Грозовые камни
1999, Австралия, приключения, фантастика, фэнтези
Сансет бульвар
1950, США, драма, фильм-нуар
Китайский квартал
1974, США, детектив, драма, триллер
Незнакомцы в поезде
1951, США, фильм-нуар, триллер, криминал
Мальтийский сокол
1941, США, детектив, криминал, триллер
Тропы славы
1957, США, военный, драма
Двойная страховка
1944, США, драма, триллер, фильм-нуар
Третий человек
1949, Великобритания, детектив, триллер, фильм-нуар
Печать зла
1958, США, фильм-нуар, триллер, драма
Элли МакБил
1997, США, драма, комедия, мелодрама, музыкальный, сериал, фэнтези
Веревка
1948, США, детектив, криминал, мелодрама, триллер

Похожие 16

Ребекка
1940, США, детектив, драма, мелодрама, триллер
Незнакомцы в поезде
1951, США, фильм-нуар, триллер, криминал
Мальтийский сокол
1941, США, детектив, криминал, триллер
Третий человек
1949, Великобритания, детектив, триллер, фильм-нуар
Рокки Бальбоа
2006, США, драма, спорт
Бионическая женщина / Биобаба
2007, США, боевик, триллер, фантастика
Мистер Бин
1997, США, комедия, приключения, семейный
Лора
1944, США, детектив, драма, криминал
Свадебный переполох
2001, США, комедия, мелодрама
Холостяк
1999, США, комедия
Леди из Шанхая
1947, США, детектив, драма, криминал, триллер
Женщина в красном
1984, США, комедия, мелодрама
Украсть «Голландца»
2003, Великобритания, боевик, комедия, криминал
Отзвуки эха
1999, США, детектив, триллер, ужасы
Путешествие в машине времени
1979, США, драма, мелодрама, приключения, триллер, фантастика
Ведьма любви
2016, США, комедия, мелодрама, ужасы

Отзывы к фильму 20

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Сей фильм получил различные отзывы в свой адрес, он занимает первое место в списке величайших фильмов по версии «Sight & Sound» и в то же время считается далеко не самой удачной работы Хичкока. На мой взгляд так и есть, стоит только посмотреть ряд других фильмов и «Головокружение» меркнет на их фоне. У этого явления были свои последствия, а именно то, что Хичкок перестал приглашать Джеймса Стюарта на исполнение главных ролей в его фильмах, так как считал последнего виновником в провале картины. Конечно, дело было не в актёрской игре Стюарта, фильм сам по себе получился несколько затянутым, скучноватым, менее захватывающим, нежели предыдущие произведения короля саспенса.

Действующее лицо картины детектив в отставке по имени Джон «Скотти» Фергюсон. Его ранняя отставка связана с тем, что на его глазах погиб коллега во время погони за преступником, после чего у Скотти развилась акрофобия и он не смог продолжить службу. Теперь у Скотти много времени, которое он посвящает себе. Спустя время его, в качестве детектива, нанимает старый приятель Гэвин Элстер. Элстер просит Скотти проследить за его женой Мадлен, так как она странно себя ведёт и несколько не в себе. Скотти соглашается на это.

Далее мы наблюдаем за тем, как бывший детектив следит за Мадлен и однажды он её спасает, когда женщина предпринимает попытку покончить с собой. Постепенно Мадлен и Скотти сближаются, у них начинают завязываться отношения, которые, свою очередь, приводят к определённым последствиям.

Мне показалось странным то, каким одержимым предстал Скотти, его тяга к Мадлен. Он буквально выглядел безумцем и это несколько настораживало. Как-то не особо верилось в происходящее, их взаимоотношения не казались искренними. Всё это смотрелось довольно глупо и абсурдно, за время просмотра фильма я неоднократно ощущала неловкость из-за действий Скотти. Хотя в дальнейшем и Мадлен вела себя не менее странно.

Фильм для всех разный, нельзя точно сказать насколько он хорошо или же нет, тут всё на суд зрителя и о вкусах не спорят. Но у меня остались странные чувства после просмотра, словно я осталась в недоумении. По большей части это было из-за поведения главных персонажей. Для себя я уже определила, что эта картина не показательный пример творчества Альфреда Хичкока и у мастера есть ряд других работ, где он больше и лучше показал свой талант.

6 из 10

Мое знакомство с Хичкоком началось с «Психо». Без лишних слов понятно, что «Психо» это культовое кино, благодаря которому родился такой жанр, как «слешэр». Следующий фильм Хичкока для меня стал тот, где в случае убийства надо набирать «М». Два эти фильма буквально играют на нервах зрителя, грызешь ногти, ерзаешь на стуле, неотрывно следишь за тем, как развивается сюжет и восхищаешься каждым неожиданным твистом.

Но вот в «Окно во двор», как мне кажется «мастер саспенса» немножечко под сдулся. Безусловно, мне очень понравилась концепция подглядывания за соседями, но все это выглядит неубедительно с логической точки зрения, а концовка — тушите свет. Сидишь ждешь невероятный, неожиданный поворот или что-нибудь еще этакое, а по итогу все банально и опять же не логично. В общем, такое ощущение сложилось, что на меня, с этого самого «окна», вылили ушат с тем самым.

И вот запуская новый фильм Хичкока, с высокими оценками, готов был забыть тот упадок с «Окном во двор». Ну бывает и такое, и мастера совершают ошибки теряя тот самый саспенс и логику. Но, к сожалению, молния уныния ударила в мою любовь к Хичкоку дважды.

Детектив, которого сыграл Джеймс Стюарт, по имени фамилии Джон Фергюсон очень боится высоты. Из-за этого страха у него не все удачно складывается на работе в полиции, и он вынужден покинуть ее. Внезапно появляется старый знакомый Джона. Он предлагает ему последить за его женой, объясняя все тем, что якобы в нее вселился злой дух, который хочет убить ее. И вот наш бравый сыщик по пятам следует за этой блондинкой, по всему Сан-Франциско плетется в пяти метрах от нее и паркуется рядом с ней в безлюдном переулке, ну а она, конечно же, ничего не замечает. Смотришь и плюешься из-за глупости. Но! Потом, с «неотправленным письмом», вся эта глупость оправдывается, но все равно осадок остается.

Как из-за «письма» некоторая глупость улетучивается, так из-за него же новая глупость и появляется. Например, мне до сих пор непонятна телепортация жены-блондинки в старом отеле. Неожиданный поворот с «письмом» выглядит супер нелепо, вопросов становится больше чем ответом. В любовную связь между героями я не верил до конца фильма, ей попросту, такой безумной и чистой, неоткуда было взяться. Концовка представляет из себя квинтэссенцию глупости всего фильма. Казалось бы, сделай весь этот кавардак с призраком докторским экспериментом, чтобы вылечить главного героя от страха высоты, сделай в конце детектива-безумца, который уничтожает свою мечту на башне и, как мне кажется, фильм стал бы немножко лучше.

С технической частью в фильмах Хичкока все, как всегда, на высшем уровне. Превосходная операторская работа, грандиозные ракурсы съемки и новый великолепный эффект «вертиго». Слов нет, одни эмоции.

Мне непонятна высокая оценка этому фильму. Он глупый, не логичный, нелепый. И дело тут не в актерах, как считал сам Альфред Хичкок. Дело тут в сценарии, который, откровенно говоря, неудачный и скучный. Я люблю Хичкока, я не люблю «Головокружение».

6 из 10

Творческий тандем из двух французских писателей: Пьер Буало и Том Нарсежак в 1954 году создал роман под названием «D`entre les morts» («Из мира мертвых»). Цветная кинолента «Vertigo» («Головокружение») 1958 года режиссера Альфреда Хичкока поставлена по мотивам данного романа. Над сценарием работали три человека: Алек Коппель, Сэмьюэл А. Тейлор и Максвелл Андерсон. На мой взгляд, сценарий принял «эффект неудавшейся иллюзии». Как это бывает в фокусах, когда зритель осознает в чем его секрет, то разочаровывается, так вышло и в данной киноленте. Кинокартина с продолжительностью два часа восемь минут, безусловно, интересна своей нагнетающей таинственностью, как и другие творения режиссера, но в отличие от них, данная экранизация владела моим разумом до того момента, покуда не появилась женщина в зеленом, т. е. занавес начал потихоньку подниматься. Мне всегда был по вкусу жанр «триллер», но данный триллер короля саспенса не оставил во мне того вдохновляющего чувства, как это бывало от иных фильмов Альфреда Хичкока, например, от «Веревки» или «Окна во двор».

С самого начала фильма режиссер кружит нам голову вращающейся иллюзией внутри радужной оболочки глаза женщины. Оператор с первого кадра показывает высший пилотаж. Роберт Беркс — настоящий гроссмейстер операторского искусства, т. е. все его действия систематичны, неторопливы и непринужденны. Вначале мы видим левую нижнюю часть лица женщины. Затем, крупным планом ее губы, потом, в том же плане глаза, а вслед за тем, ее правый глаз, в котором и вращается иллюзия, вызывающая эффект головокружения. Роберт Беркс, как никто другой, понимал британского и американского режиссера. Ведь киноленты А. Хичкока всегда щекочут нервы зрителям, а этого не удалось бы достичь без искусного оператора. Он желал вызвать в душе своего зрителя трепет, хотел держать его в напряжении до самого конца своих картин. В «Головокружении» имеются все ингредиенты для этого, но их чересчур много. Выдающегося деятеля кино в этот раз подвела чрезмерная предприимчивость к достижению саспенса.

Музыка в этой кинокартине композитора Бернарда Херманна наполнена такой энергетикой, что вызывает восторг. В сценах, где страсти накаляются, она повышает градус, а там, где море не беснуется — приятный ласковый бриз. В экспозиции, где детектив Скотти Джон Фергюсон гонится со своим напарником по крыше за преступником, музыка и вовсе разрывается от напряженности. Упав вслед за своим напарником с крыши, Скотти не разделяет горестную участь своего сослуживца, но приобретает акрофобию и покидает службу. Хоть Альфред Хичкок и обрушился на исполнителя главной роли Джеймса Стюарта после окончания съемок, мол он исчерпал себя и лучшие его годы позади, я, при всем уважении, категорически не согласен с ним. Американский киноактер сыграл свою роль весьма убедительно. Я ни на йоту не сомневался, что у его героя боязнь высоты. Не обошлась без неприязни со стороны режиссера и исполнительница главной женской роли Мэрилин Полин Новак. Во-первых, актрису навязали боссы студии, а во-вторых, Ким Новак давала Хичкоку советы, чего очень не любил, возведенный в рыцари королевой Елизаветой II, уроженец Лондона. Актриса воплотила на экране Мадлен Элстер, которая являлась женой Гэвина Элстера, друга главного героя. Ее внешность украсила киноленту, словно вишенка на торте. Чего стоят одни ее бездонные прекрасные глаза. Не спорю, что в некоторых сцена, актриса переигрывала, однако это ничуть не портило впечатление от увиденного. Например, в сцене, где Скотти приводит Мадлен в часовенку и заставляет подняться наверх, ее мимика и жесты выглядели преувеличенными.

Находясь в отставке, Скотти встречается со своим другом Гэвином Элстером, от которого получает работу: следить за миссис Элстер. Он утверждает, что разумом его жены завладел мертвец. Бывший детектив нехотя берется за расследование. Самое же главное — миссис Элстер, по возвращении домой, не помнит ни где была, ни что делала, ни даже Карлотту Вальдес. Все это вызывает у Джона Фергюсона сильную потребность разобраться во всех этих странностях. Меня восхитила сцена, в которой Скотти во время слежки приоткрывает дверцу и глядит на Мадлен. Операторская находка ракурса камеры порадовала глаз: Скотти смотрит на жену своего знакомого в приотворенную дверь. Рядом с дверью расположено зеркало, в котором отражается героиня. То есть в одном кадре мы видим Скотти, следящего за Мадлен и ее отражение в зеркале.

Отметить также хочется монтаж данной киноленты. Джордж Томазини проделал превосходную работу. С самого начала мы наслаждаемся его работой. Однако монтаж в сцене с беспокойным сном главного героя, меня слегка огорчил из-за учащенно сменяющихся цветов заднего фона. После этих пертурбаций, я почувствовал режущую боль в глазах. А вот в кадре, где камера вращается вокруг обнимающихся главных героев, монтажер превзошел себя. Во время вращения камеры, мы видим главных героев в комнате, а затем, обстановка вокруг героев меняется. Все это сделано незатейливо, но так искусно. Правду говорят: все гениальное — просто.

Создателям без сомнений удалось вскружить голову зрителям кинолентой «Головокружение». Особенно благодаря операторскому ходу в тех сценах, где герой смотрит с высоты вниз. Камера отдаляется, при этом максимально приближается зум и возникает эффект головокружения. Руководствуясь знаниями психологии человека, Альфред Хичкок, продемонстрировал своей кинокартиной, что человеческий мозг еще не исследован до самого донышка, что играть с разумом человека — это по меньшей мере кощунство. Использовать человека в корыстных целях, держа его в неведении, при этом думать, что удастся выйти сухим из воды, то же самое, что дразнить медведя в зоопарке, довести его до безумия, рассчитывая на убогие решетки.

8 из 10

Один из самых интересных фильмов режиссёра, где напряжение доходит до определённой точки, прорывает сцену, уменьшает азарт, чтобы через определённое время снова интриговать и удивлять зрителя. Фильм служит научным достижением в области съёмки: приближение камеры, эффект падения и оптическая иллюзия — блестящая работа, которая в 1958 г. произвела фурор.

История знакомит нас с детективом, которому всего ничего до пенсии, который живёт одинокой жизнью и вдобавок страдает акрофобией. Перспективы не просматриваются, есть только уборщица. Классический приём режиссёра: разговоры о личной жизни, о возможностях брака и демонстрация его болезни. Такое построение мы наблюдали в «Окно во двор».

Развитие преследовательской линии несёт в себе просьба друга, чтобы наш герой Скотти проследил за его женой, дескать, куда-то дама пропадает, мало ли. Расстановка проблемы выполнена, дальше зарождение саспенса, малое напряжение и интрига от преследования. Слежка на транспортном средстве и реакция жертвы — неправдоподобны. Одно дело — держаться на расстоянии, другое дело — ехать прямо за субъектом, даже в проулок заезжать следом. А женщине хоть бы хны. Несерьёзно!

Тем не менее, пока мы через призму главного героя узнаём второстепенную личность, мы раскрываем для себя и самого преследователя. Его планы и взгляды на жизнь, его подозрения. Джеймс Стюарт отлично работает мимикой, чтобы по лицу определить эмоции. Интрига подкрадывается с волнующим саундтреком. Слежка начинает немного утомлять, пока режиссёр не вводит таинственные совпадения с предметами, никак не связанными с дамой. Но акцент на этом есть, подкреплённый органной музыкой, из-за чего психологическое напряжение достигает нужной планки.

Неожиданный поворот с картиной в галерее — это было прекрасно. Дальше стечение обстоятельств заставляют схватиться за сердце, чтобы в итоге свести главных персонажей дуэтом на экране. На этом происходит стихание — нервишки потрепали, теперь переходим на лояльное отношение к зрителю.

Безработный человек, у которого хватает монет на жизнь и на развлечение — фантастика. Ну, это кино, наблюдаем и улыбаемся. Волна напряжения и знакомство остались в прошлом эпизоде, новый день дарит новые неожиданные повороты и новые ощущения от саспенса. Вроде бы с первостепенной задачей покончили, подключили романтику, как зрителей наводят на новые приключения, более таинственные и невообразимые. Отображаются чувства вины, чувства привязанности к человеку. Ты вместе с героем переживаешь весь спектр эмоций, пока драма не пробивает стену между зрителем и происходящим на экране

Среди второстепенных героев зарождается чувство неразделённой любви. Разделение утраты и возможность заполнить пустоту, оставшуюся после драматизма, показано отлично, но цель не оправдывает себя. Стихание напряжения, кажется, что вот-вот должен подойти конец, как внезапно неожиданный поворот. Он шокирует, он выполнен в отличном тоне, он заставляет раскрыть рот от удивления и восхищаться автором. Браво, Альфред, браво!

Главный сюжетный твист великолепен, он неожиданный и интригующий, но рождает один вопрос к предыдущим событиям. Пытаешься разобраться, возможно, что что-то упустил, лихорадочно пробегаешься по главным аспектам картины, но не находишь там ни ответа, ни намёка. Что же это? Только недоумение подошло вплотную, как на последних минутах картины нам дают ответ. О, это великолепно! Головокружительно! (Если следовать названию).

В итоге, у нас саспенс внутри саспенса. Пока на первом уровне проходит осмысление происходящего, второй уровень уже готовит сокрушительный удар напряжения. Хичкок умело сочетал все детали, на которые обращал внимания герой Скотти, все «пасхалки» и отсылки, чтобы в финале разыграть безупречное представление. У фильма сложная техническая структура, сложное сюжетное повествование, которое не похоже на прямолинейность «Окно во двор» или «В случае убийства набирайте «М». Картина требует сосредоточения и постоянного внимания, дабы вы правильно были запутаны, но приятно выведены из лабиринта сюжетных ходов режиссёра.

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Головокружение 1958 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Скотти Фергюсон - отставной сыщик, которого не назовешь баловнем судьбы: одинокий, оставшийся за бортом своей профессии, да еще и страдающий патологическим страхом высоты. Бывший коллега Гейвин Элстер просит его последить за своей женой Мэделин, одержимой идеей самоубийства...

Головокружение / Vertigo 1958, США, детектив, мелодрама, триллер