Галерея
Интересные факты 2
Актеры 12
Съемочная группа 14
Рекомендуем 17
Похожие 20
Отзывы к
фильму
11
Это искренний фильм о том, какую рану в душе оставляют наркотики, как они забирают человеческую жизнь. В отличие от многих других фильмов на данную тематику, здесь не показаны грязные притоны, бесконечные трипы, физиологические страдания и прочие отвратные подробности соответствующего образа существования. Здесь нет пошлости, морализаторства или преувеличений, а есть только последствия — исковерканная жизнь, упущенные возможности и горькие переживания по этому поводу. В этой истории акцент сделан на психологической агонии главного персонажа.
Хронотоп повествования вынесен в название фильма — действие разворачивается в городе Осло в последний день лета. Один день из жизни бывшего наркомана 34 летнего Андерса, который проходит реабилитацию в загородном центре, откуда он на один день выбирается в город, для того чтобы пройти собеседование в газетном издательстве. Он гуляет в парках, посещает кафе, вслушивается в обрывки разговоров разных людей на улице, встречается со старыми друзьями и знакомыми, предаётся воспоминаниям. Внутренний мир Андерса представляет собою тёмную глубокую пропасть, так разительно контрастирующую с зелёными цветущими, освещенными ярким солнечным светом улицами Осло.
Андерс видится со старыми знакомыми и делится с ними своими переживаниями. Они в свою очередь рассказывают о тех проблемах, что присутствуют в их жизни. В каждом разговоре ощущается надлом. Ощущение отчуждённости и невозможности восстановить близкие отношения только усиливается. Пропасть внутри Андерса расползается и захватывает всё внутреннее пространство.
В конце фильма происходит важный символический эпизод — Андерс играет на пианино фрагмент Lemniscaat part II episode IX. Lemniscaat — лемниската по форме напоминает восьмёрку или символ бесконечности. Образ лемнискаты очень многозначен и отсылает к множеству смыслов. Это и архетип уроборос — змея, пожирающая свой хвост, что подразумевает переплетение вместе инстинктов жизни и смерти, стремление к удовольствию и одновременно саморазрушению. Это и символ кармы, неизбежного воплощения результатов своих действий и решений, круговорота страданий, вызываемых привязанностью и отвращением. Это и символ бесконечности, атрибут пространства и времени, где есть две петли хронотопа: пространственная — Осло и временная — 31-го августа, стягивающиеся в единую точку.
Подводя итог, остаётся сказать ещё пару слов. Актёрская игра в фильме очень убедительна и вызывает сопереживание. Повествование отмечается размеренным ритмом. Визуальный ряд медитативно успокаивающий и резко антитетичен психологическому напряжению. Перед нами честный (кстати интересно, что в большинстве случаев имена актёров совпадают с именами их персонажей), глубоко психологичный и драматичный фильм, повествующий о падении в бездну отчаяния. Последние кадры фильма возвращают к самому началу, тем самым замыкая петли лемнискаты.
9 из 10
«Осло» был вторым полнометражным фильмом Йоакима Триера. Нынче у него в загашнике четыре ленты и уверенно вписанное имя среди ведущих режиссёров европейского кинематографа. Прорыва не было, но вершины постигаются постепенно. Так было и с «Осло», премьера которого состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 2011 года.
Андерс — бывший наркозависимый, страдающий от внутренней пустоты и заплесневелой депрессии. Он заканчивает курс реабилитации в клинике и пытается выбраться на волю. Получив разрешение на одиночное пребывание в городе, он пытается пройти собеседование на работу, вернуть старые связи и знакомства, вернуться в общество. Он достаточно умный и самодостаточный человек, с хорошими правильными манерами, выдержкой и умением красиво и складно говорить и писать. Однако старая свобода возобновляет в нём старые страхи. Он сбрасывает бесполезные потерянные голосовые сообщения своей бывшей девушке, которая его бросила, хранит в себе надежду, что его прежняя жизнь вернётся и он снова будет счастлив. Но душевные боли одиночества не бывают излечимы одними сутками.
И опять же здесь стоит говорить о правильности и послушании — Йоаким Триер в роли режиссёра выступает таким же «лапочкой», как его герой, беря за искусство душу скандинавского города и душу человека. Ничто не должно искажаться, он как умелый фотограф запечатлевает момент — момент положения одиночества внутри человека, и одинокого человека внутри города. Конечно, сложно говорить про эксклюзивность — нынешнее творчество в гораздо большей степени создаётся в уединении, а персонажи на экранах зачастую отторгнуты, поскольку уверены, что окружающая среда их не понимает и не приспособлена под их существование. В этом заключается главный успех Йокима — душевный постапокалипсис на ровном месте, присущий современному зрителю от переходного возраста до этапа взросления, в том числе — наиболее активно в скандинавском обществе.
Это одновременно и позиция «как не надо» и художественный образ. Довольно редкий фильм о человеке разбирает с таким пристрастием своего героя, как это делает «Осло», к тому же справляясь всего за полтора часа, показывая истоки душевной болезни, её муки, возрождение надежды на лучшее, поиск и следование этой надежде, а также последующий крах. Компактная химия здесь покоится в доскональности и жизненности проблем с глубоким режиссёрским взглядом, создающим меланхоличную атмосферу, после которой невозможно ругать главного героя. Единственным отношением по фактическим телодвижениям персонажа должна быть окончательная ненависть зрителя, однако ненавидеть не за что, поскольку даже наркотики здесь обретают какой-то мифический образ не намеренного, а случайного зла, исполняемого человеком из добрых побуждений.
Нельзя ненавидеть доброго персонажа. И пусть сколько бы раз этот фильм не был назван портретом поколения, хочется верить, что, во-первых, поколение так же обладает душой, во-вторых, останется современным поколением, а не поколением ушедшим.
10.3.2019
Фильм красив. Для любителей скандинавских городов, пейзажей, архитектуры, людей — уже по-любому зайдет.
Визуально очень крутой отрезок фильма — после клуба, с велосипедами, купанием нагишом, рассветом.
По смыслу — очень серьезно рассказанный нарратив о губительном вреде наркотиков. Никаких соплей и наивного подросткового неонового бреда как в Реквиеме, например. Серьезный, взрослый, социальный манифест. О том, как зависимость отобрала лучшие годы, возможности и амбиции, о том, как человек оказался не в силах побороть внутренние угрызения от осознания потерянных лет, возможностей, отношений, о страхе, о потере веры в себя, о слабости, о том, как наркотики убивают человека.
Это медленная, тягучая картина, которую очень тяжело и временами крайне скучно воспринимать. Но ближе к финалу понимаешь, что такой темп повествование Триеру просто был необходим.
В «Осло» он обратился вновь к теме кризиса среднего возраста и скоротечности жизни в условиях постоянного цейтнота. Исследование такой сложной темы очень удачно было сфокусировано на главном герое, Андерсе (кстати, актёра тоже Андерс зовут, он же и в «Репризе» играл), бывшем наркомане и неудачливом журналисте. Всю картину он просто передвигается по Осло и пытается вспомнить, что же он успел сделать за свои тридцать шесть.
Одна сцена в фильме выделяется особенно. Главный герой сидит в кафе, а люди вокруг переговариваются о своих планах и мечтах. Андерс проецирует всё это на себя и, не говоря ни слова, даёт понять, что не сделал ничего. А у девушки, рассказывающей подруге о грёзах ещё всё впереди.
«Осло, 31 августа» — это настоящее скандинавское фестивальное кино, с запоминающимися сценами, прекрасно выверенными метафорами, джойсовскими перемещениями главного героя и невероятно затянутым бессистемным повествованием. Серьёзно, полтора часа воспринимаются как три. Тем не менее, хорошо и жизнеутверждающе.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Осло, 31-го августа 2011 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Андерс завершает курс дезинтоксикации в лечебном центре, расположенном в сельской местности. В рамках терапии он получает разрешение отправиться в город на профессиональное собеседование. Воспользовавшись «увольнительной», он остается в городе, блуждает по улицам, встречает людей, которых давно не видел. Андерсу 34 года, это - умный и приятный молодой человек из хорошей семьи. Его мучают воспоминания об упущенных возможностях и людях, которых он разочаровал. Он все еще молод, но чувствует, что его жизнь окончена. Вечереет, впереди Андерса ждет долгая ночь: ошибки прошлого порождают мысли о возможности любви и новой жизни, надежду на то, что до утра есть еще шанс представить себе будущее...
Осло, 31-го августа / Oslo, 31. august 2011, Норвегия, драма