Галерея
Интересные факты 17
Актеры 62
Съемочная группа 59
Рекомендуем 20
Похожие 16
Отзывы к
фильму
24
Ольфакторная система людей в 'Парфюмере'
В фильме 'Парфюмер' ключевую роль, как можно заметить из названия, играют запахи. Именно поэтому на примере данного фильма можно изучать особенности ольфакторной системы людей. При этом стоит заметить, что действие фильма происходит в определенную историческую эпоху в конкретном городе - в 'Парфюмере' демонстрируется Париж Нового времени (восемнадцатого века, если точнее), поэтому не все выводы следует обобщать и рассматривать как истинные для иных обществ и иных исторических периодов.
Первым важным аспектов фильма является сложность в демонстрации запахов. Особенность истории запахов как предметного поля ещё и в том, что запахи - крайне краткосрочное явление, и это во множество раз усложняет их изучение. Вопрос 'мимолетности' запахов поднимается и в начале фильма, когда рассказчик заявляет, что главный герой, Жан Батист Гренуй, не известен сейчас именно в силу того, что запахи не фиксируются в истории. Продолжая рассуждение об особенностях запахов как предмета изучения стоит упомянуть и еще одну характеристику, важную для данного фильма: запахи невозможно продемонстрировать в фильме напрямую, и именно поэтому на протяжении всего фильма они демонстрируются с помощью других чувств, через яркие ассоциативные образы (так, вонь парижского рыбного рынка - места рождения Гренуя - показана через вызывающие отвращение быстро сменяющиеся образы разделываемой рыбы, червей и рвоты, а запах торговой улицы - одного из первых мест в Париже, где оказывается взрослый Жан Батист - через образы выпечки, пряностей и кожи). Всё это также подтверждает идею о сложности сбора информации о запахах, а значит, и последующем их изучении.
Ещё больше эту задачу усложняет ограниченность наименований для запахов в языке. Обоняние Гренуя уникально, и он без ошибок различает ароматы, даже если в один момент чувствует их огромное множество, и поэтому может определять аромат как запах конкретного предмета - запах мокрого камня, запах лягушачьей икры, запах стекла и так далее. Однако большинству людей такая возможность доступна не всегда, особенно если речь идет не об общеизвестных запахах (таких как, например, запах роз), а других способов охарактеризовать запах в языке практически нет: доступны только возможности сравнить с каким-либо уже известным запахом, или попробовать описать в существующих малочисленных категориях (например, запах может быть цветочным, сладким или свежим). Все это указывает на еще одну сложность, которая возникает в фильме, когда Гренуй просто не может описать окружающим те запахи, которые чувствует (например, запах стекла, который он безуспешно пытался дистиллировать), а также на сложность, возникающую у историков при изучении запахов: в силу проблем с их сохранностью, о которых было сказано выше, историку остается только ориентироваться на письменные источники, однако даже в них сложно обнаружить понятные описания в силу ограниченности языка, а также в силу того, что восприятие запахов не постоянно и может варьироваться от общества к обществу.
Понятие плохих и хороших запахов социально обусловлено и меняется от общества к обществу. В начале жизни Гренуй не делает различий между хорошими и плохими ароматами, он просто стремится впитать в себя все то, что может дать ему окружающий мир; систему ценностей запахов устанавливает общественное мнение, под влиянием которого он находится. Однако довольно быстро он знакомится с производством духов, ароматами которых восторгается весь высший свет, а также встречает прекрасную девушку, запах которой мечтает сохранить и не потерять, ради чего и стремится стать парфюмером.
Фильм показывает, каким образом запахи перекликаются с восприятием людей – понятие хороших ароматов тесно связано с представлениями о прекрасном в целом. С одной стороны, богатые парфюмы, юные девушки — все это общество считает прекрасным, и поэтому их запах - хороший; с другой - то, что уже считается прекрасным с точки зрения общественного мнения, пахнет хорошо. Так, влечение Жана Батиста к прекрасным девушкам передано именно через их запах, который и является главной мотивацией героя.
Именно с этим связаны две другие идеи - отсутствие запаха как отсутствие личности и изменчивое отношение к людям в зависимости от их запаха. По дороге в Грас Гренуй осознает, что не имеет собственного запаха, и именно это делает его несуществующим для общества. У него нет ни плохого, ни хорошего запаха, в отношении него у окружающих не создается никакого впечатления. И Жан Батист решает доказать миру, что он личность, создав идеальный аромат из запахов самых прекрасных девушек, который привлечет внимание и будет способен влюблять в себя людей.
Кроме того, фильм, используя художественную гиперболизацию, показывает, как меняется отношение общества к человеку, который пахнет хорошо. Не только сам плохой запах вызывает отторжение, но и человек, ассоциируемый с ним; также и человек с хорошим, по мнению общества, ароматом, вызывает уважение, интерес и обожание. Наиболее ярко данную идеи иллюстрирует сцена суда над Гренуем, когда он наносит на себя свой идеальный аромат, и в один миг весь город начинает считать его невиновным, архиепископ называет его святым, а отец последней убитой им девушки признает в нем собственного сына.
Грассток 1769
Парфюмер — стал для меня особенным фильмом с того момента, когда я впервые увидел его ребенком. Когда я посмотрел его снова подростком — он произвел на меня неизгладимое впечатление. Мне очень нравилась эта история гения, который понимает то, что никто другой до конца не понимает — в этом было очарование некого бунтарства, исключительности и тайного знания. Сейчас этот подростковый восторг уже давно прошел, но Парфюмер остался — я до сих пор изредка его пересматриваю, возвращаясь к таинственному шарму этой истории. Со временем я дошел и до оригинала, хотя и читал его достаточно давно. Тем не менее мне запомнилось, насколько роман отличался от экранизации: это были два совершенно разных по духу произведения.
Парфюмер — очень европейское кино, сделанное самими европейцами. Том Тыквер — немец, сценаристы — англичане, актеры — и немцы, и англичане. Саундтрек написан самим Тыквером, а исполнен Берлинским филармоническим оркестром. Американец здесь будто бы только один — Дастин Хоффман. И это очень сказывается на произведении. Одной из самых притягательных черт Парфюмера стала именно эта европейская атмосфера — узкие мощеные улочки, старинная каменная архитектура, замки и поля Прованса. Именно в эту атмосферу иногда хочется окунуться и Парфюмер, если опустить все сцены с грязью и вонью, превосходно ее преподносит. Отдельно хочется отметить саундтрек Парфюмера, который играет наибольшую роль при создании этой атмосферы: немного забегая вперед — Тыквер, написав его, значительно больше проявил себя как композитор, нежели режиссер. Треки из этого саундтрека кочуют из моих плэйлистов уже много лет, все также наполняя сакральным чувством европейской духовной культуры.
Однако, возвращаясь к фильму, сейчас я вынужден признать, что он не так хорош, каким он мог казаться мне раннее. Дело не в том, как он снят: здесь замечательная операторская работа, хорошо подобраны образы персонажей, а сцены прекрасно поставлены. Из всех сцен мне особенно нравится сцена с девушкой со сливами, когда Гренуй ее преследует: некоторые кадры из этой сцены напоминают картины эпохи Барокко — то ли Караваджо, то ли Вермеера, то ли Рембрандта — получилось очень чувственно. Эпизод фильма, когда Гренуй учится у Бальдини (Хоффман) — тоже очень хорош. Он динамичен, увлекателен, а сам Гренуй в нем раскрывается лучше, чем в какой-либо другой части фильма: здесь он гениальный и живой художник, который страстно хочет совершить замысел, но для этого нет подходящих способов. Несмотря на то, что для Хоффмана эта роль была скорее просто развлечением (что видно невооруженным взглядом) — именно его персонаж более других дополняет Гренуя и знакомит его со зрителем. В остальных эпизодах фильма — Гренуй уже не так ярок. И дело совсем не в актере, Бен Уишоу — как это уже многие справедливо отметили за столько лет — чудесно сыграл персонажа, попав своим образом прямо в точку. Но то, как прописан сам персонаж в фильме — это, как говорится, «ни рыба, ни мясо». Он недостаточно хладнокровен и закрыт, чтобы соответствовать книжному Греную и недостаточно «человечен», то есть не обладает набором чувств, переживаний и сомнений, чтобы следовать тому образу, который наметили в экранизации. Заметно, что создатели фильма не смогли до конца определиться, каким именно хотят показать Гренуя, и от этой неопределенности фильм начинает штормить. Сначала Гренуй — мальчишка «не такой как все», посреди вонючего и грязного Парижа. Потом он — желающий воплотить свой гений художник-подмастерье в довольно уютном доме Бальдини. Потом он зрелый одержимый убийца посреди цветущего Грасса. Меняется и Гренуй, и мир вокруг него, и причем довольно последовательно, но это воспринимается не как развитие, а как соединение нескольких разных по жанру фильмов с разными по характеру главными героями. Гренуй должен был оставаться или безликим психопатом от начала до конца, либо постепенно раскрываться, обнажая свои чувства и мысли — нам же дали героя, который вроде бы что-то чувствует и думает, а что — мы не узнаем. Наверное поэтому от экранизации Парфюмера отказывались многие именитые режиссеры — потому что роман блистателен как роман, но как основа для сценария — абсолютно никакой: герой, лишенный какого-либо внутреннего развития, царство запахов, которое сложно визуализировать, неясная и странная идея, которая воспринимается на уровне подсознания и чувств, а не в виде какой-то ясной авторской мысли, в общем совсем не то, что требует киносценарий. Тыквер пытается эту сложную авторскую мысль свести к идее «все что нам нужно — это любовь», но в итоге значительно упрощает собственное кино. Ну какая может быть любовь в Парфюмере? Зюскинд описывает оргию как экстаз в виде плотской любви, но никак не духовной, тем самым подчеркивая то, что недоступный обычным людям гений Гренуя — не созидателен, а разрушителен. А Тыквер интерпретирует эту оргию с обратной стороны, воплощая в своем фильме мечту хиппи на «Вудстоке 1969». Дальше еще хуже: Гренуй изображается как трагический персонаж, который хочет, но не может любить и быть любимым. Эта идея сработала бы, если бы Гренуй заодно осознал бы всю степень разрушительности, которую он за собой несет. Но этого не происходит. Оригинальному же Греную вообще плевать и на любовь, и на все человеческие чувства, кроме обоняния. Единственное, что он хочет — наслаждаться красотой запахов, которые больше никто кроме него не чувствует — в этом и заключается его трагедия.
Отличное, атмосферное кино оказалось не до конца выразительным из-за сбитой идеи. И в нем, как многие справедливо заметили, мало самих запахов: почему особый запах только у девушек-жертв? Можно было бы через визуальные образы показать, как пахнут и остальные персонажи, это раскрыло бы их характер. Кстати, не запахом единым: вершина коллекции — Лаура — абсолютно невыразительна как персонаж. Ей пытаются приклеить драматургическую линию, как ей не хочется выходить замуж за нелюбимого, но тем не менее, проникнуться ее персонажем не удается совсем — мало чувств, мало истории, мало характера, она так и остается для зрителя просто желанием Гренуя. На ее фоне сильно выделяется отец в исполнении Алана Рикмана — который действительно до конца отыграл свою роль, хотя и его персонаж слабовато прописан: для меня осталось загадкой, как можно было при таком отчаянном охранительстве, так легко позволить Греную проникнуть в комнату. Самое странное, что таким способом создатели фильма пытались исправить «нелогичность» оригинала, где Гренуй залез через окно. Получилось неубедительно, каким получился и весь фильм. Но, несмотря на все это, Парфюмер — остается для меня особенным фильмом, благодаря глубокой атмосфере старинной Европы и, конечно, музыке.
Главное - звук.
Великолепная экранизация занимательной книги.
Можно бы вставить, конечно мелкие комментарии о том что 'неплохо было бы вставить вот эту сценку из книги и ещё вот здесь подробней рассказать...' но это придирки непосредственно к экранизации.
К фильму как к таковому у меня нет никаких претензий. На мой взгляд, каст актёров и работа всей съёмочной команды там отличные.
Но, даже если бы всё это было весьма посредственным, я бы всё равно поставил этому фильму 10 из 10 только за звук. Это может быть немного предвзятым, так как для меня, звук в целом и музыка в частности, во всех фильмах имеют особое и очень большое значение. Но Берлинский филармонический оркестр и Саймон Рэттл безусловно сделали этот фильм больше чем на половину. Чувства главного героя не нуждаются в звучании автором или им сами - они прекрасно озвучены композитором. Настроение происходящего в фильме всегда очень тонко и максимально ярко ощущается через музыку.
Если честно, довольно сложно недооценивать влияние звука в фильме где всех диалогов хорошо если наберётся на 2 страницы печатного текста а главный герой на котором сфокусировано 90% внимания фильма практически нем.
Я получил по настоящему незабываемые впечатления от первого просмотра этого фильма в наушника, в тишине и безмятежности летнего утра. Саундтрек этого сериала с тех пор является одним из моих любимых альбомов и до сих пор дарит мне массу приятных ощущений от прослушивания.
Почти как книга
Знаете, когда читаешь книгу и ходишь под впечатлением от нее несколько дней или даже недель, то когда слышишь, что по ней снимают фильм, одновременно и ждёшь с нетерпением и боишься, что всё испортят.
Очень хотелось посмотреть, как передадут человека, у которого нет своих запахов, но он собирает лучшие ароматы любыми путями... Не знаю уж, как они нашли этого актера, но он абсолютно нейтрален, пока не начинает играть и не перевоплощается в идейного маньяка...
Мальчик, родившийся на рынке среди рыбы в вонючем Париже, от которого отказались родители, вырос странным и непринятым обществом. И так хотел всеобщей любви... и добиться её смог, заполучив лишь ароматы от самый прекрасных женщин своего времени.
Наверное, это тот дикарь, который никогда не смог бы стать частью общества. Но если бы он получил хоть толику любви и тепла, то смог бы вырасти в успешного парфюмерного гения.
Герой у меня не вызвал любви. Отвращение, перемешанное с жалостью... и много страха... Таких психопатов не замечаешь, не ожидаешь от них подвоха, поэтому самое жуткое случается внезапно.
И ему не нужна слава, не нужно получить власть. Ему нужна любовь, и получить он может ее только таким способом. Грустно.
Но отдельное спасибо за все книжные детали. Даже за кадры медных пуговиц!!! Вот чего уж точно не ожидала. Поэтому экранизация лично для меня максимально приближена к книге, к ощущениям после прочтения. И пусть прошло несколько лет между этими событиями, все равно герой обрел для меня лицо из фильма, а не остался воображаемым Гренуем.
Если у вас стоит вопрос, что потребить первым: книгу или фильм, - то в данном случае это не так уж и важно.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Парфюмер: История одного убийцы 2006 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Жестокий, никогда не знавший любви, сирота Жан-Батист Гренуй настоящих успехов достиг лишь на одном поприще – среди парфюмеров ему никогда не было равных. По его духам сходит с ума весь высший свет, не подозревая о том, какой страшной ценой будет получен последний, идеальный аромат.
Парфюмер: История одного убийцы / Perfume: The Story of a Murderer 2006, США, криминал, фэнтези, драма