Интересные факты 4
Актеры 11
Съемочная группа 13
Рекомендуем 19
Похожие 23
Отзывы к
фильму
5
Будто ожившая картина Рериха, неожиданный и загадочный, этот фильм появился на экранах мира тогда, когда непоправимое уже предполагалось и многие мыслители считали месяцы и дни до непоправимого. Не все в этом потоке невнятного ожидания смогли сохранить свою творческую целостность. А вот Фрэнк Капра снял незадолго до начала Второй мировой похоже свой самый нестандартный фильм.
Речь тут пойдет о странном путешествии на Восток, в Тибет. Это путешествие так будет походить на бегство от безумия переживающего агонию «цивилизованного» мира. Рональд Коулмен как много позже Индиана Джонс не просто прикоснется к тайне, но и постарается познать истину. Совмещая трезвость мышления и известный прагматизм его герой совсем не затеряется на фоне странных монахов и разного рода деятелей, оказавшихся в Шангри-Ла, месте которого нет на карте.
Капра в своей привычной стилистике многие значимые моменты «ссушил», растянув во времени, тем самым удалив динамизм. Глубокомысленные разговоры в большей мере затуманивали ленту, нежели придавали ей философского подтекста. Однако сам сюжет, его концептуальная основа неимоверно выделялись на фоне всей продукции тех лет. Наверное лишь фильм Мензиеса «Облик грядущего» был в какой-либо мере сопоставим по своей неожиданности. Капра настаивал на поисках Смысла взамен сытому технократизму и аристократическому флеру. В этом было нечто противоречащее «голливудской мечте». Тем и ценен этот фильм, несмотря на его скучность, затянутость и стилистическую неровность. Да и как забыть этот безумный взгляд Коулмена, одержимо ищущего потерянную таинственную землю.
Кстати, если уж выбирать ленту для просмотра, то похожим, но куда более интересным и зрелищным сюрпризом я считаю «Семь лет в Тибете» Ганса Ниетера (1956) и «Острие бритвы» Эдмунда Гулдинга (1946). Они будто довершили начатую Капрой работу. Ну, а картина Спилберга «Охотники за ковчегом» добавила приключенческий напалм вместо духовных измышлений.
7 из 10
В 1937 году на экраны вышел фильм Фрэнка Капры «Потерянный горизонт», который оказался весьма необычен для своего времени, но в то же время достаточно типичен для творчества Капры, в картинах которого в 30-е и 40-е нередко сквозила социалистическая тематика.
Сюжет фильма следующий: Спасаясь во время восстания в Китае, пятеро человек (дипломат, его брат, учёный, разорившийся финансист и проститутка) улетают на самолёте в Шанхай. Лишь во время полёта они узнают, что убитого пилота подменил неизвестный им монгол, который ведёт самолет по другому курсу. В горах Тибета самолет совершает аварийную посадку, и пилот погибает.
Путешественники попадают в мифическую страну Шангри-Ла, жизнь которой существенно отличается от жизни обычного мира. Люди живут здесь очень долго, при этом они довольствуются тем немногим, что имеют — отказ от излишеств представляется одним из главных принципов жизни этой страны.
Кроме брата главного героя, остальным нравится Шангри-Ла и они хотят остаться там жить. Верховный Лама предлагает дипломату стать новым правителем на этом острове, но подозрение, что Лама — обычный сумасшедший, а всё, что происходит на острове — дешёвый трюк — начинают усиливаться с каждым днём…
Фильм «Потерянный горизонт» предлагал зрителям конца 30-х годов нечто новое — перенестись на несколько часов на необычный остров Шангри-Ла, которому чужды все ужасы и пороки нашего мира. Чтобы жить на этом острове, вовсе не обязательно было добиваться карьерных высот или пытаться разбогатеть.
В этом краю люди могли жить 200, 300 или даже 400 лет, но при этом 100-летние женщины внешне выглядели бы всего… на 20 лет. Если подумать, кто не мечтал оказаться в таком месте, где мог почувствовать себя свободным от всех забот и несчастий повседневной жизни и занимающийся тем, что делало бы его счастливым?
Вот именно что-то подобное и предлагал Фрэнк Капра в этой фантастической сказке, немного с социалистическим уклоном. Но вся проблема в том, что данное творение не вызвало особых откликов зрителя в 30-х (кассовым хитом фильм так и не стал), и не выстрелило при перевыпусках в 1942 и 1952 годах, хотя высокий бюджет фильма за счёт этих перевыпусков был покрыт.
Впрочем, и сегодня этот фильм вызывает интерес только у знатоков классики Голливуда, поклонников Фрэнка Капры и почитателей одноимённой книги 1933 года (автор — Джеймс Хилтон), по которой этот фильм снят, но не более того — всё же тематика и посылы картины сегодня уже смотрятся слишком архаичными.
Сценарий фильма весьма неплох, хотя местами чувствуются его недоработки (с пафосом, традиционным для многих картин Капры, здесь всё же перестарались). Впрочем, всё это более или менее окупается операторской работой и масштабными декорациями, костюмами и массовкой. Актёры для фильма побобраны неплохо, хотя восторга их игра всё же не вызывает — всё же главная ставка здесь делалась не на актёрское исполнение.
Рональд Колман неплохо сыграл в роли дипломата, хотя воображения не поразил. Джейн Уайатт в роли его возлюбленной показалась слишком сладковатой. Эдвард Эверетт Хортон традиционно забавен в роли профессора. Джон Ховард в роли брата героя Колмана особого впечатления не произвёл.
Томас Митчелл был неплох в роли разорённого финансиста. Марго в роли возлюбленной героя Ховарда не впечатлила — Рита Хэйворт, проходившая пробы к фильму, подошла бы сюда куда лучше. Изабель Джуэлл в роли больной проститутки была интересна, но ей отведено не так много времени.
В итоге, перед нами, безусловно, хороший, но не лучший фильм Фрэнка Капры, который стоит просмотра хотя бы ради общего развития. Шедевром фильм не стал, но факт того, что картину сначала неоднократно сокращали, а потом восстанавливали, говорит о том, что фильм отнюдь не проходной. Спасибо за внимание!
7 из 10
Можно посчитать, что фильм «Потерянный горизонт» стоит как бы особняком в творчестве американского режиссёра Фрэнка Капры, который прославлен, прежде всего, как создатель комедий разного рода: от лирических до мистических, хотя и выразил в ряде картин самую суть рузвельтовского курса на преуспевание Америки после Великой депрессии 1929 года. Упование на типичную «американскую мечту», безусловные надежды на «просперити», социально-утопические идеалы, которые питают герои Капры, намереваясь без особого труда занять высокое место в общественной иерархии — всё это словно вступает в принципиальное противоречие с тем, что составляет основу данной ленты о «бегстве из современной цивилизации», где миром правят только деньги, суета и спешка. Но если всмотреться в «Потерянный горизонт» повнимательнее…
По жанру этот фильм следовало бы причислить к разряду приключенческо-фантазийных и вести его генеалогию, например, из «Затерянного мира» Артура Конан Дойла или «Копей царя Соломона» Генри Райдера Хаггарда (кстати, очередная киноверсия последнего романа тоже появилась в 1937 году, как и картина Капры). В то же время любопытно обнаруживать более близкие к нашим дням аналогии, допустим, в лентах «Индиана Джонс и Храм рока» и «Небесный капитан и мир будущего». Однако по сути своей «Потерянный горизонт» — это классическая утопия о «прекрасном рае на Земле», пусть и поставленная самим режиссёром в контекст его социально ориентированных работ 30-х годов: от «Леди на день» до «Познакомьтесь с Джоном Доу». Поскольку и рассказ о мифической стране Шангри-Ла, если отбросить все приличествующие повествованию подобного стиля легендарные, сказочные и фантазийные мотивы, в итоге сводится к «великой иллюзии» о том, что вообще возможно существование справедливого общества, где миролюбивые и трудолюбивые люди делают всё исключительно на благо себе и тем, кто рядом.
А ещё знаменателен антивоенный и антидиктаторский пафос речей главного героя, английского дипломата-романтика Роберта Конуэя, и того, кого по сюжету величают Верховным Ламой — в ситуации нарастающей тревоги в мире по поводу становления Третьего рейха и вполне реальной опасности начала второй мировой войны фильм Фрэнка Капры пытался по-своему предостеречь человечество (разумеется, никакое кино не в состоянии ничего предотвратить!), как и картина «Великая иллюзия» француза Жана Ренуара, снятая в том же 1937-м. Между прочим, именно эти экранные пророчества в «Потерянном горизонте» оказались среди сцен, которые потом купировались и даже были вообще утеряны. При тщательном и упорном восстановлении ленты Капры, сделанном в Американском киноинституте в 1998 году, некоторые из фраз Верховного Ламы о будущих «машинах смерти» даны только в фонограмме и на фоне стоп-кадров, потому что так и не удалось найти во всех фильмотеках мира соответствующее изображение.
«Магия кино» — словосочетание, которое для меня ассоциируется с творчеством Фрэнка Капры. В его фильмах можно найти настоящих героев и подлинных злодеев, захватывающую историю, искренность чувств, долю хорошего юмора.
Спасаясь от военного конфликта, разгоревшегося в одной из провинций Китая, британский дипломат Роберт Конвей пытается вывезти 90 подданных Соединенного Королевства. Он сам, вместе со своим братом, палеонтологом, аферистом и леди с сомнительной репутацией, спасается, успев попасть на последний самолет, который отвезет их в Шанхай. Но у пилота, захватившего судно, другие намерения. Он взял курс в самое сердце Гималаев, где от взоров всего мира, меж высочайшими вершинами, в просторной горной долине, скрыта прекрасная страна. Имя ей — Шангри-Ла.
Само время здесь остановилось, люди не стареют, птицы всегда поют и все счастливы. После трехнедельного пребывания в чудесной стране, не все хотят возвращаться в реальный мир. Кажется, здесь каждый нашел занятие по душе и излечил свои сердечные раны. Ну, почти каждый… Внутри группы новоприбывших зарождается конфликт, который достигает апогея, когда им неожиданно открывается, что их самолет оказался здесь совсем не случайно. Этот конфликт не только раскалывает героев на два лагеря, но и ставит под угрозу существование всей цивилизации Шангри-Ла.
История самого фильма заслуживает экранизации. Небывалый для тех времен бюджет в 4 млн. долларов. Производство фильма затянулось на долгие месяцы. Критика со стороны цензоров, «благодаря» которым в 1942 был удален 12-минутный антивоенный монолог, а в 1952 — фильм значительно урезали за пропаганду коммунизма и симпатии к Китаю. Спустя еще несколько лет фильм был утрачен. В 1973 Американский Институт Кино взялся за кропотливую работу по восстановлению фильма, которая растянулась на 13 лет. Из множества копий фильма разбросанных по всему миру, картину удалось полностью восстановить за исключением 7 минут видеоряда.
И порой благодаришь судьбу, что живешь в такое время, когда имеешь возможность посмотреть такой шедевр целиком и полностью — без цензуры. И что Гений одержал победу в схватке со временем.
P.S. Замечательная работа художника (и заслуженный Оскар в этой номинации). Ощущение словно побывал среди горных вершин Гималаев и в цветущих садах Шангри-Ла.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Потерянный горизонт 1937 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Герои фильма попадают в мифическую страну Шангри-Ла, о которой грезят все поклонники эзотерических знаний. По их мнению, духовный «центр» человечества расположен в сердце Гималаев, в районе, который не отмечен на картах и, по существу, недоступен, ибо мы ещё не готовы правильно использовать сконцентрированные там энергию и информацию. Роберт Конвей - британский дипломат, идеалист-мечтатель, вылетающий последним самолётом из охваченного пламенем революции Китая. С ним пёстрая компания попутчиков: его младший брат, чудаковатый палеонтолог, жулик и проститутка. Пилот меняет курс и сажает самолёт в снегах Тибета. Загадочные монахи проводят пассажиров секретными тропами в тёплую, плодородную долину с великолепными мраморными статуями, садами и террасами, царство мира и гармонии во главе с Верховным Ламой...
Потерянный горизонт / Lost Horizon 1937, США, приключения, фэнтези, драма, детектив