Галерея
Интересные факты 3
Актеры 5
Съемочная группа 9
Рекомендуем 19
Похожие 22
Отзывы к
фильму
7
«Тихая Земля» — это малобюджетный (всего 1 миллион долларов) фильм Джона Мерфи вышедший в 1985 — ом году и снятый по одноименному рассказу Крэйга Харрисона. Эту ленту легко пропустить по многим причинам, касательно бюджета, отсутствия известных личностей в графах режиссера, сценаристов и актеров, просто скептическое отношение, что за 1 миллион хорошего кино не снять, поэтому не трудно догадаться, что такое обычно теряется в списках, уступая по всем аспектам. Лично я посмотрел эту ленту только за интересное повествование сюжета и благодаря рецензии Дениса Чернявского, сумевшего не только откопать этот фильм, но и написать не менее заинтересовавшую меня рецензию. Спасибо ему!
6: 12. Зак Хобсон просыпается в собственной кровати, в собственном доме, начиная это утро с простых вещей. Завтракает, одевается, садиться в автомобиль, едет на работу. Кругом только тишина и пустые машины. Никого, абсолютно никого нет ни в бутиках, ни гуляющих по городу. Никого. И тут, ошеломленный Зак обнаруживает, что он единственный человек, оставшийся на Земле. Доходит до этого совсем не сразу — компьютер в исследовательском центре (место работы героя) показывает невозможные, кажущиеся кошмаром результаты. А потом Хобсон начинает собственную жизнь в пустом городе: меняет место жительства, ходит за покупками в супермаркет, бесплатно забирает технику, катается на любом автомобиле. Но вместе с этим «счастьем» к мужчине потихоньку приходит ощутимое одиночество…
Можно сказать, для Джона Мерфи данная работа стала одной из самых известных на начальных этапах карьеры. Режиссер сработал очень мастеровито, превратив постапокалипсис в настоящую драму об одиночестве. Своим проектом Мерфи заставляет зрителя увидеть иной взгляд на казавшуюся обыденную тему, заставляет почувствовать пустоту вокруг и состояние полной беспомощности. Наверное, каждый хотел или думал о том, что он будет делать, оставшись одним на всей планете, а «Тихая Земля» является неким итогом этой идеи, что пускай ты будешь радоваться день, неделю или месяц, быть одиноким рано или поздно наскучит, станет настоящим проклятьем, заразой, порождающим безумие — все это режиссер показывает на отлично, подходя к работе с оригинальностью. В меру оригинальным вышел сценарий, написанный Бруно Лоуренсом, Сэмом Пиллсбери и Биллом Баэром. Задумка и тема просты — единственный человек на Земле. Да, в то время над этой темой думали многие, добавляя сюда зомби и прочих тварей, готовых сожрать главного героя (примерно такая же концепция и у рассказа Ричард Мэтисона «Я — легенда», которая станет экранизацией еще очень не скоро). Решив не идти по тому же пути, трио сценаристов «Тихой Земли» отбросили идею монстров, добавив только одну тему, готовую испугать любого — одиночество. Никакие зомби, инопланетяне не нужны, когда главный герой потихоньку умирает от одиночества, начиная говорить сам с собой или вырезанными из картона знаменитостями. А затем приходит новая фаза. Действие здесь разворачивается не так быстро (спешить некуда), да и история полна сплошных загадок, на большинство которых вовсе не отвечает или затрагивает мельком (что за эксперименты были проведены?). Для сценаристов совсем не важно, ибо самым важным является не передача слов, написанных на листе в виде повествования или диалогов, самым важным здесь является то самое состояние Зака (только одного героя), изменяющегося с каждым новым днем. Именно те самые эмоции, атмосфера являются главным корнем этого экспериментального сценария, в итоге ставшим фильмом. Хорошо работает оператор Джеймс Бартл. Бартл приносит в проект яркую, притягательную цветовую гамму, аккуратную, спокойную, никуда не торопящуюся съемку. Камера лениво крадется за героем, снимая каждое действие, каждый шаг, пейзажи вымершего города, которому никто не может помочь. И не поможет никогда. Отличные кадры камера выдает уже в самом финале, когда вот — вот пойдут титры (за эту сценку стоит сказать спасибо художникам — постановщикам Жозефине Форд, Рику Кофоеду и Майклу Кэйну). В музыке Майкла Хортон иногда просачиваются нужные нотки, однако большинство треков просто бьют мимо, почти не вызывая нужных эмоций. Здесь была необходима медленная, слишком протяжная тема одиночества героя, которому хотелось бы сочувствовать. Но ее здесь нет. Композитору стоило бы написать более эмоциональную музыку, добавляющую к каждому моменту еще больше атмосферы, не отпуская никого от экрана.
Об известных актерах и речи идти не может. Больше всего мы будем следить только за одним артистом — Бруно Лоуренс. Да — да, это не ошибка, Лоуренс не только сыграл роль, он стал одним из соавторов сценария. Бурно играет хорошо, натурально. Главное, ему удалось показать изменение собственного характера со временем, показать тоску, безделье и фобии, к которым привела болезнь под названием одиночество. Да, по первым кадрам все выглядит как настоящая комедия, где герой радуется жизни, но взгляните на его лицо во второй половине фильма. Взгляните насколько в кровь вливается скука, ему просто не хватает общения, пустых или важных разговоров, возможно пробок на дороге и раздражение от них. Актер смог показать нужную игру. Иногда здесь можно заметить и других актеров — Элисон Рутледж, Пит Смит, Том Хайд.
Итого:
«Тихая Земля» — это очень интересный, альтернативный взгляд на казавшуюся заезженную тему картина, где все сделано для передачи подлинной атмосферы происходящего. Пускай сценарий не рассказывает все до конца, это вовсе не имеет никакого значения, по сравнению с тем, насколько глубоко сюжет раскрывает человеческое состояние. Хорошая картинка, яркая режиссура и отличная игра Бруно Лоуренса помогают обрести «кожу», адаптировать произведение Крэйга Харрисона таким, каким его задумал сам автор. Этот проект не для каждого, поэтому рекомендовать его можно только зрителям, знающим, на что они идут (во всяком случае понимающим), фанатам подобных фильмов, жанра постапокалипсис, почитателям режиссера и просто людям, жаждущим увидеть очень интересное кино, где важным являются эмоции и атмосфера.
Спасибо за внимание и приятного просмотра!
Сюжетно перекликающаяся с рассказом Рэя Дугласа Брэдбери «Каникулы», картина «Тихая Земля», хоть и не заключает в себе (по крайней мере на первый взгляд) той степени горечи и светлой грусти, но всё же помимо верхнего сюжетного слоя, обладает глубокой философской подоплёкой, так или иначе заставляющей зрителя задуматься о жизни и своём месте в ней, как в глобальном, так и в сиюминутно-бытийном смысле слова.
Мужчина средних лет по имени Зак пробуждается ото сна обнажённый, растерянный и удручённый. Вскоре он обнаруживает, что является последним человеком на свете — королём этой тихой земли. Целый спектр чувств породит его новый статус — от облегчения и восторга, до ярости и невыносимой тоски на грани безумия. Мучимый чувством вины из-за своего участия в научном эксперименте, ставшем, судя по всему, причиной инцидента, Зак отчаянно ищет иных выживших, заполняя радиоэфир своими сообщениями. В итоге он таки находит рыжеволосую красавицу Джоанну, с которой у него завязывается роман, и, несколько позже, здоровенного маори по имени Апи. Далее тройка выживших пытается разобраться в причинах инцидента и предотвратить его возможное повторение.
Интересно, что сцены одиноких скитаний главного героя, которым отведено более трети хронометража, выглядят наиболее увлекательными, психологически точными и напряжёнными среди всех экранных коллизий постапокалиптической драмы Джефа Мёрфи. Интригующее начало, позаимствованное затем создателями фильма «28 дней спустя», убедительная игра Бруно Лоуренса и умиротворяющие пейзажи малонаселённой Новой Зеландии, как нельзя лучше подходящие для фильма об изоляции, создают одновременно атмосферу безысходности и какого-то ирреального величественного спокойствия. Говоря о Новой Зеландии, интересно отметить, что есть нечто символичное в том, что именно эта невероятно красивая страна выступает ареной постапокалиптического действа, так как её, в силу географического и климатического разнообразия называют «миром в миниатюре». Кроме того она была заселена маори сравнительно недавно, а многие тысячелетия до того оставалась «чистой землёй». Таким образом, само место съёмок и действия фильма словно представляется метафорой Матери Земли, стряхивающей со своей поверхности не в меру распоясавшихся детей, и, возвращающейся таким образом к своему первозданному состоянию.
Короткая лиричная интерлюдия, когда герой обнаруживает, что он не просто не один в мире, а ещё и в компании красивой девушки, вскоре сменяется достаточно прямолинейной кульминацией с наличием любовного треугольника, мотива жертвенности и психологического противостояния людей, обречённых на общество друг друга. Вся эта кульминация, безусловно, необходима для адекватного построения стандартных нарративных конструкций, и служит своего рода мостиком между гнетущей изоляционной атмосферой из первой трети фильма и суггестивным финалом, допускающим как фантастические, так и мистико-религиозные трактовки. Однако, при неоднократном пересмотре, всё же возникает мысль о том, что гораздо смелее и мощнее с художественной точки зрения картина бы выглядела при прямом переходе от скитаний героя непосредственно к финалу, где ещё более зловеще выглядел бы макгаффин в виде диктофона, на который Зак записывал свои мысли и наблюдения.
Тихая Земля — это весьма своеобразное кино. Ключевое слово здесь — предельный аскетизм: мало действующих лиц, мало событий, малый бюджет, но при всем при этом картина вовсе не оказывается пустышкой.
Сюжет можно описать буквально парой слов. Глобальная катастрофа. Исчезновение человечества. Подступающее безумие. В принципе, подходит любая из формулировок. Но ввиду отсутсвия динамики, по крайней мере в первых двух третях, хочется пострадать легкой формой СПГСа. Тогда уже и ситуации, при которых тройка героев вплотную приблизилась к порогу смерти не кажутся такими случайными.
Одиночество Зака, глупость Джоанн и противоречивость Апи встречаются друг с другом, возможно, уже и вовсе не на Земле, хотя, может быть, просто мой СПГС незаметно перешел в апофению…
Во всяком случае, данная одноименная экранизация Харрисона — стоящее созерцальное произведение, которое, правда, подойдет не всем и только под подходящее настроение.
7 из 10
Совершенно гениальная жанровая вещь. Прежде всего, картина радует тем, что подана она первым делом, с психологической точки зрения, и не пытается выдавить из зрителя натужные сопли, при этом изливая на него цунами из архаичных компьютерных спецэффектов, как это, допустим, случилось в отвратительной и лишённым сюжетного стержня, поделкой, под названием «Я легенда», с понятно каким Смитом в заглавной роли, по своей тематике очень близко стоящей к данной киноленте.
В этой же ленте всё подано именно с ракурса человеческой души, абсолютная проработка и глубина:
Перед нами ОН, последний человек на земле. С одной стороны, у него теперь есть всё: ОН может поселиться в самом дорогом и роскошном доме, обеспечить себя лучшей мебелью, лучшей одеждой, лучшей едой. ОН может сделать всё, что ему угодно и за это ему ничего не будет: ОН может угнать огромный бульдозер и стереть с его помощью с лица земли пол города, может выйти голышом на центральную площадь города, может совершенно свободно и спокойно зайти на некогда охраняемую сверхсекретную военную базу. У него есть всё. И в то же самое время, у него нет ничего. Никакого будущего, никакой надежды. И ОН, некогда чувствовавший себя богом, теперь уже чувствует себя самым жалким и ничтожным существом на планете. Или даже самым жалким во всей вселенной. Вот-вот и ОН засунет в рот ствол дробовика. Но внезапно, появляется ОНА. Женщина. А как известно, женщина — это будущее. У него снова есть смысл жизни, снова есть желание продолжать существовать и он сделает всё ради неё.
Но вот появляется другой самец: более молодой, более сильный и энергичный, ну и конечно же, гораздо более привлекательный для самки. Естественно, самец номер один ей уже совершенно не интересен. А второму ему не нужен первый ОН. Поэтому, первый ОН снова теряет смысл жизни и решает прекратить собственное существование раз и навсегда. Но как выяснилось в итоге, конец это на самом деле есть ничто иное, как начало. Начало чего-то нового и неизведанного.
В итоге: Перед нами один из лучших фильмов жанра фантастики, который когда-либо был только создан. «Тихая планета» настолько тонко, филигранно и проблематично, что заслуженно получает место в списке моих самых любимых фильмов. Потрясающий фантастический триллер, который должен видеть каждый, вне зависимости от предпочтений. Поразительно, что режиссёр настолько великолепной ленты, спустя годы скатится в абсолютно безнадёжный шлак, вроде «Крепость-2» и «Напуганный».
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Тихая Земля 1985 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Зак Хобсон однажды проснулся утром и обнаружил, что он единственный человек, оставшийся на Земле. Зак может выбрать себе любое жилище и любую понравившуюся машину. Однако вскоре он начинает терять рассудок, потому что нет никого, с кем бы можно было поговорить. И тут появляется симпатичная Джоанн, которая, оказывается, тоже выжила. Какое-то время Зак и Джоанн живут вместе, пока на их пути не встает Апи — еще один выживший. Будучи ученым, Зак однажды приходит к выводу, что им троим повезло потому, что они все находились перед смертью в момент исчезновения остальных людей. А в лаборатории, в которой работал Зак, как раз проводился эксперимент ВСПЫШКА, продолжающий осуществляться в автоматическом режиме. Зак решает взорвать лабораторию…
Тихая Земля / The Quiet Earth 1985, Новая Зеландия, детектив, драма, фантастика