Галерея
Интересные факты 10
Актеры 19
Съемочная группа 29
Рекомендуем 20
Похожие 20
Отзывы к
фильму
15
Лишний раз говорить о том, чем хороша классическая и культовая научно-фантастическая (и философская) кинокартина Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001-го года» абсолютно бессмысленно. За десятки прошедших с момента премьеры (год 1968-й) лет она подверглась тщательному анализу, по ней были написаны сотни серьезных и не очень рецензий, а уж отзывы в интернете и вовсе не поддаются подсчету.
Истина познается в сравнении и гораздо лучше выделяются достоинства первого фильма франшизы в сравнении с сиквелом, который эту франшизу и прикончил, оставив неэкранизированными еще два романа Артура Кларка — автора оригинала.
Итак, «Космическая одиссея 2010-го года». Тот самый сиквел, вышедший, на секундочку, более чем через 15 лет, в году 1984-м. Рассмотрю отдельные приглянувшиеся мне аспекты картины почти без сюжетных спойлеров.
Название картины проплывает под ту же громогласную музыку Рихарда Штрауса, что вгоняла в дрожь волнения в первой части. Но здесь этого эффекта нет. Режиссер (а так же оператор и сценарист) Питер Хайамс явно не стремился затягивать фильм, подобно Кубрику, поэтому все события, в том числе и заставка с названием, проносятся достаточно быстро и не оставляют глубокого следа в памяти. Кстати, помимо Заратустры никакой другой классической или академической музыки в фильме больше не слышно, увы. Такая музыка чертовски хорошо звучала в космических сценах.
Далее нам показывают радиотелескопы в пустыне, кажется в Нью-Мексико. На одном из них висит доктор Флойд, тот самый, из первой части. Большая проблема для тех, кто смотрит сиквел сразу после первой части — персонажа отыгрывает другой актер и он издевательски не похож. Флойда из первой части мы успеваем хорошо разглядеть из-за нерасторопности Кубрика, но имеем, что имеем. Опять же, радиотелескопы, настоящие. Ради первой сцены создатели поленились организовать футуристичные декорации и просто сняли сцену на натуре, мда.
По ушам больно бьет разговор Флойда с представителем СССР. Разговор обычный и достаточно резкий. Помните, как уважительно общался Флойд с космонавтами Союза у Кубрика и как он дипломатично себя вел? Там вообще все люди говорили так, будто наступили времена утопического цивилизованного будущего, а здесь его уже нет и в помине, люди разговаривают совершенно по-обыкновенному.
Вторая сцена и опять ленивая съемка на натуре, на этот раз фасад Белого Дома в Вашингтоне. Будущее не чувствуется абсолютно… Нет, вот оно. Нам показали обычный офис, но с футуристичным ПК на столе и терминалом искусственного родственника компьютера HAL 9000; а потом появился и дом главгероя, футуристичный из-за внутреннего бассейна с дельфинами и парочки необычных предметов интерьера. Очень приятно осознавать, что в фильме все-таки будут декорации.
Внешний дизайн советского космического корабля напоминает собой оружие из современных шутеров про будущее, эдакий BFG 9K. Советский экипаж, как водится, интернационален и на двух человек с четким произношением русского приходится примерно раза в два больше людей с диким акцентом. Русские надписи 50 на 50 — есть и адекват, и неадекват. Тут проблема не в этом.
Первый фильм сильно акцентировался на показе технологий. То есть, если мы видим приборную панель космического челнока, то там практически нет бессмысленных гирлянд из лампочек, тумблеров и всего прочего. Есть какая-то логика, идея. То есть, декораторы и создатели моделей не просто стремились сделать видимость техники будущего. Они реально продумывали, что они создают и зачем. Какое назначение у этой панели управления. Что показывает этот экран. Зачем нужен этот переключатель. Все в фильме продумано, отлично выглядит и работает. Опять же, модели. Вы можете хорошо разглядеть корабль Дискавери со всех сторон и точно оценить его размеры. Он не такой большой, каким кажется на первый вгляд, а внутри отдельные его локации достаточно тесны. В космосе нет места огромным помещениям и бесполезным дизайнерским элементам, это реалистичный и научно-фантастический подход.
И вот тут мы возвращаемся к кораблю Алексей Леонов из Одиссеи-2. При внешнем осмотре я не могу оценить его размеры и так продолжается до стыковки с Дискавери. Он может быть в километр длиной, а может метров в 100. Я не вижу в нем каких-то функциональных элементов снаружи — антенн, окон, хоть чего-то. Только огоньки и разные… формы. И примерно та же ситуация во внутренних декорациях. Обильные лампочки, кнопки, экраны, надписи невпопад или «впопад», просторные залы для банкетов — все это сделано стандартно, как и в любой другой фантастике о космосе.
Первый фильм сперва показывал наших далеких обезьянних предков, только-только научившихся брать в руки предметы для защиты и охоты. А потом история резко переходила в будущее, к людским космическим достижениям. Этот контраст, в сочетании с правильной музыкой и долгим смакованием технологий заставлял нас (и до сих пор заставляет) чувствовать восторг. Отличный прием. В Одисее-2 — забудьте. Будущее здесь показано как нечто обыденное. Конечно, к 1984-му году люди уже видели и Звездные Войны и кучу другой культовой фантастики, зрителя уже трудно чем-то удивить. Но попытаться было можно, однако.
Визуальная составляющая тоже хромает. У Кубрика есть его фирменная симметрия, многие кадры доставляют удовольствие глазам и очень умно построены. Вторая часть даже не пытается сделать что-то подобное. Просто обычная съемка без затей.
Очень странно было видеть местную реализацию процесса торможения Леонова в атмосфере Юпитера для выхода на его орбиту (и на орбиты спутников). Как я понял, этот маневр вообще не был частью плана полета и его успех был под большим сомнением, им «просто» не хватило топлива для нормального торможения. Но так ведь дела не делаются. В космосе все рассчитывается и продумывается наперед, нельзя просто так рисковать экипажем и кораблем огромнейшей стоимости. Нет, можно, давайте надуем какие-то непонятные баллоны («тепловые экраны») на корпусе корабля и с закрытыми от страха глазами совершим треклятый маневр, превратив весь корабль в пылающий шар огня, почему бы и нет. Данный эпизод просто добавили для нагнетания излишней драмы, ведь в фильме с ней дела довольно туго обстоят.
Итог. Сиквел слишком не похож на оригинал (буквально всем) и мы просто не верим, что это одна и та же вселенная. И это не идет на пользу сиквелу. Вместо визуального удовольствия, торжества технологий и утопии нам подсунули весьма дешевую заурядщину, успехи которой были предсказуемы. Если вы это читаете, вам нравится Одиссея-1, а сиквел вы еще не смотрели — не тратьте свое время. Даже если вы поклонники творчеств Савелия Крамарова или Хелен Миррен, вам тут делать нечего. Потенциал этих замечательных актеров здесь абсолютно не раскрыт. Увлекаетесь старой космофантастикой? Тоже мимо. Здесь нет нужной атмосферы, лучше поищите ее в романе-первоисточнике. Все знакомство с Одиссеей-2 вы смело можете ограничить прочтением статьи о ней на википедии и будете всецело довольны.
Бывает, что продолжение оказывается лучше первой части. Но это скорее исключение, чем правило. Обычно наоборот — сиквел в полной беспомощности пытается угнаться за оригиналом, зачастую неумело копируя сюжет и будучи не в состоянии привнести в историю что-то новое. В случае с «Космической одиссеей 2010» речь идёт об экранизации книг, содержание которых напрямую влияет на задумку сценаристов. И всё-таки, результат получился таким, что вторая часть эпопеи сильно уступает легендарной первой.
Нет больше пугающей музыки и сверх-реалистичных спецэффектов, вдумчивой атмосферы и загадочности. Тайны космоса, столь малоизученного, присутствуют и здесь, но уже не вызывают такого трепета, как в первой части. Количество немых сцен сокращено здесь до минимума, стало больше диалогов и рассуждений. Само по себе это не плохо, но всё воспринимается более приземлённым и не столь интригующим. Сюжет можно описать очень кратко и ясно: они просто отправились в космос.
Радостно было видеть в этом фильме Роя Шейдера и Джона Литгоу, а также бывших советских актёров Савелия Крамарова и Илью Баскина. Сходка таких звёзд в голливудском фильме вызывает восторг, но огорчает сильное отступление от концепции первой части, поражавшей солидарностью, какой нет даже в советских фильмах. Питер Хайамс, в отличие от Стэнли Кубрика, снизошёл до так называемой «клюквы», показав советских космонавтов грубыми, неприветливыми и алчными. А ещё безрассудными, что особенно сильно должно обижать наших космонавтов, опередивших, к слову, американцев на раннем этапе покорения космоса.
Космическая аппаратура также разочаровывает — советский корабль выглядит мерцающим, разноцветным, как новогодняя ёлка, а американский «Дискавери» почему-то пожелтел. Атмосфера ужаса, столь поражавшая в первой части, здесь сведена только к тревожным звуковым эффектам, намекающим на то, что рядом с персонажами таится что-то пугающее. Только чем бы оно ни было, оно себя так и не проявило, хотя возможность была потрясающая. Лишь голос компьютера HAL 9000 напоминает о зловещих событиях девятилетней давности.
Мог бы получиться потрясающий аналог вышедшего позднее «Сквозь горизонт», но вышло очень посредственное завершение истории. Удивляет и то, что дальнейших продолжений не последовало, прямо как новых полётов человека на Луну.
5 из 10
Некоторые фильмы просто не имеет смысла продолжать, и Космическая одиссея 2001 года явно принадлежала к их числу. Я знаю, что Артур Кларк написал не одно литературное продолжение к этому произведению, но вот стоило ли переносить их на киноэкран вопрос открытый по сей день.
Всё таки каждое продолжение волей неволей будет сравниваться с фильмом Стэнли Кубрика который успел стать эталоном умного и неоднозначного научно-фантастического кино. И продолжение это сравнение к несчастью проигрывает по всем фронтам.
И если в случае сюжета ещё можно ссылаться на роман Кларка, то вина за технический провал лежит исключительно на съёмочной группе. Даже любопытно как продолжение вышедшее через 16 лет после выхода первой части умудряется выглядеть значительно хуже.
Пострадали как сами эффекты, так и построение кадров. Идеально продуманные и абсолютно симметричные полотна сменил видеоряд подходящий скорее телесериалу, чем крупнобюджетному кинематографу. Разбавляемый к тому же множеством мелких ошибок, вроде пресловутого звука в безвоздушном пространстве.
В итоге как это грустно не звучало, фильм всего лишь попытка заработать деньги на известном имени.
4 из 10
Никто не вправе оспорить то обстоятельство, что Стэнли Кубрик считается одним из первопроходцев высококлассной космической фантастики. Задолго до выхода эпохальных «Звездных войн», в 1968 году он поставил выдающуюся картину «2001: Космическая одиссея», которая стала прорывом не только по части смыслового наполнения развлекательного фантастического жанра, но и в сфере визуальных красот. Кубрик и его технический отдел сумели создать ранее невиданные эффекты, благодаря которым человечество смогло посетить далекие дали и буквально ощутить себя в открытом космосе. А за саму историю, затрагивающую спорные темы создания Вселенной и человечества в частности отвечал роман-первоисточник гениального писателя-фантаста Артура Ч. Кларка. Сложно переоценить культурное влияние «Космической одиссеи» Кубрика и Кларка. Она взбудоражила умы общественности, открывая простую и одновременно с этим революционную идею: оказывается, что индустрия визуальных развлечений, да еще и в под-жанре космических приключений, способна привнести в наш мир ничуть не меньше, нежели изыскания ведущих ученых. Окончившись на самом интересном и отчасти непостижимом, «2001: Космическая одиссея» не нуждалась в продолжении, однако оно последовало. Сам Артур Ч. Кларк не смог оставить произведение, принесшее ему триумф, в спокойствии и написал несколько книг-сиквелов, повествующих о дальнейшем исследовании таинственных черных монолитов, влияющих на пространство и время. Вопрос о кино-адаптации последующих романов был решен моментально, и вторая лента вышла в свет спустя 16 лет после оригинального фильма, а именно в 1984 году, когда и состоялась премьера долгожданного проекта «Космическая одиссея 2010». Стенли Кубрик проигнорировал съемки, считая, что свой рассказ он окончил и не следует возвращаться к пройденному. Тем не менее свято место пусто не бывает и на режиссерский пост заступил Питер Хайамс, спорная личность в сфере большого кино. Не имея на своем счету действительно стоящих работ, Хайамс все же заслужил распоряжение продюсеров, благодаря чему ему удалось снять один из лучших своих фильмов за всю карьеру. И пусть сиквел Хайамса не стал столь же почитаемым, как оригинал Кубрика, он заслуживает на внимание, как одна из наиболее примечательных фантастических лент 80-х.
Итак, сюжет фильма разворачивается спустя 9 лет после того, как космический челнок «Дискавери» достиг Юпитера и после череды необъяснимых событий с ним пропала связь. Последние слова, которые передал на Землю капитан Дэйв Боуман (Кейр Дуллеа)звучали так: «Господи, он полон звезд!..», оставившие больше вопросов, нежели ответов. Тем не менее несмотря на тревожные события, американское исследовательское агентство не отказывается от идеи заполучить данные о черных космических монолитах и готовит вторую экспедицию. Однако руководство НАСА не рассчитывало, что за ними в эту гонку увяжется СССР. Более того, Советский Союз опередил американцев на годы, построив свой космический корабль с удивительной скоростью. И когда встал вопрос об отправке экспедиции, советская делегация понимает, что без своих извечных противников они не смогут достичь успеха, ведь без данных отключенного компьютера HAL 9000 исследования могут затянуться на неопределенное время. Таким образом экипаж корабля «Алексей Леонов» дополняется профессором Хэйвудом Флойдом (Рой Шайдер), ответственным за отправку «Дискавери», создателем HAL 9000, доктором Чандрой (Боб Бэлабан), а также талантливым инженером Уолтером Карноу (Джон Литгоу). Вместе с советскими космонавтами во главе с Татьяной Кирбук (Хелен Миррен) они отправляются к злосчастному Юпитеру, дабы наконец-то узнать тайны мироздания. Но там, далеко-далеко, в космической пустоте объединенной команде исследователей придется сражаться не только со вселенскими загадками, но и директивами руководства, погрязшего в нескончаемом политическом противостоянии.
В отличии от ленты Стэнли Кубрика, которая представляла из себя монументальное творение, насквозь пропитанное философией и прочими интеллектуальными изысканиями, дополненными качественными эффектами, работа Питера Хайамса является традиционной развлекательной фантастикой со всеми необходимыми атрибутами: продолжительными разговорами, дискуссиями и множеством трюков, отвлекающих зрителя от тягот научных трактовок происходящего. От первого фильма в «Космической одиссей 2010» остался общий антураж, вдохновляющая вступительная мелодия, а также Кейр Дуллеа, судьба персонажа которого приобрела четкие очертания и мы таки увидели, что же именно произошло с ним. Во всем же остальном Питер Хайамс создал вполне традиционный аттракцион с небольшой претензией на нечто высшее. Для того, чтобы воспринимать сиквел по достоинству, стоит принять то обстоятельство, что он был поставлен другими людьми и по книге, которая появилась значительно позже оригинального произведения. Мир никогда не стоит на месте, находясь в постоянном движении. 80-е годы прошлого века ознаменовались расцветом развлекательной космической фантастики. Так что ничуть не мудрено, что и Артур Ч. Кларк, и Питер Хайамс отошли от заветов Кубрика, создав более понятный рядовым массам материал. Конечно же это в первую очередь относится к фильму, книга же представляет из себя куда более сложную композицию.
Одной из сильнейших сторон фильма можно смело считать превосходный интернациональный состав, включающий в себя как западных знаменитостей, так и русских звезд, эмигрировавших в США. Рой Шайдер («Челюсти») вполне достоверно смотрится в роли талантливого ученого, вынужденного покинуть семью ради возможности окончить дело всей жизни. Он выступает голосом разума экспедиции, надеясь не только ошеломить мир открытиями, а и вернуться назад, осознавая, что он стал победителем по всем фронтам — и в науке, и в личной жизни. «Советская» команда в первую очередь выделяется персонажем Хелен Миррен, Татьяной Кирбук, уверенным, жестким руководителем, которому также не чуждо сострадание и понимание. Также свою скромную долю внимания получил и Савелий Крамаров. Но в отличии от отечественного кино, голливудские режиссеры интересные партии ему не предлагали, а ставили в качестве заполнения второго плана. А вот Илья Баскин, еще один выходец из СССР, смог запомниться надолго. Питер Хайамс выделил ему несколько значимых эпизодов, в которых Баскин отыгрывает с необходимым его комедийному образу задором.
Немаловажной частью «Космической одиссеи 2010» становится политика. Соединенные Штаты и Советский Союз сражались друг с другом в рамках Холодной войны не один год, и подобное обстоятельство не могло не отразится на сюжете фильма, по сути став его чуть ли не генеральной линией, оттеснив на дальний план историю с черными монолитами. Создатели во всех деталях описывают бюрократические сложности, связанные с формированием международного экипажа. Недоверие исходит с обоих сторон. Каждый считает, что его дело правое и не собирается так просто открывать свои секреты нежеланному товарищу. При этом стоит отдать должное Кларку и Хаймсу, ведь они постарались показать и американцев, и русских как вполне адекватных, думающих людей, способных откинуть противоречия ради общего блага. «Космическая одиссея 2010» стала одним из первых примеров кассового голливудского кино, в котором стереотипный гротеск сменяется дружеским восприятием. В немалой степени этому поспособствовало историческое «потепление» отношений между ведущими мировыми державами, при котором высмеивание одной из сторон было бы непозволительной вольностью.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Космическая одиссея 2010 1984 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Действие происходит спустя девять лет после событий предыдущей картины. Космический корабль «Алексей Леонов» с советско-американским экипажем на борту отправляется на Юпитер, чтобы разгадать тайну оставленного на орбите корабля-первопроходца «Дискавери». Для этого командиру и членам звездного экипажа предстоит вновь активировать выведенный из строя компьютерный мозг HAL-9000, который явился одной из причин провала первой экспедиции.
Космическая одиссея 2010 / 2010 1984, США, детектив, приключения, триллер, фантастика