Галерея
Интересные факты 6
Актеры 19
Съемочная группа 51
Рекомендуем 24
Похожие 23
Отзывы к
фильму
20
Кого только не играл датчанин Вигго Мортенсен — американцев, итальянцев, а вот в «Пороке на экспорт» ему довелось сыграть русского. И не просто русского, а именно русского вора в законе в Лондоне. Впрочем, русским в этом фильме стал не только он, но и француз Венсан Кассель, немец Армин Мюллер-Шталь и даже австралийка Наоми Уоттс (в фильме она играет дитя межнационального брака с английской мамой, но русскими папой и дядей).
В «Пороке на экспорт» — многообещающий, «выстреливающий» тандем известного, уважаемого режиссера Дэвида Кроненберга и не менее известного, плодотворного сценариста Стивена Найта, на счету которого такие кинопроекты, как «Табу», «Море соблазна», «Лок», «Острые козырьки» и т. д.
Съемка криминального триллера для Кроненберга — дело не новое. До «Порока на экспорт» он уже снял «Оправданную жестокость» с тем же самым Вигго Мортенсеном в главной роли. Так что Кроненберг давно уже взял на вооружение принцип «чем кровавее — тем лучше». Очевидно, душевных русских песен и перечня классических русских блюд в меню ресторана (одно из которых, кстати, было написано с ошибкой, а именно «ромАвая баба») для пущей аутентичности показалось мало. Как было сказано в другом фильме («Ход Королевы» или «The Queen’s Gambit»): «Russians will eat you alive» («русские съедят вас живьем»). Так что особая кровожадность русских — факт известный и уже постулат. Посему фильм изобилует многочисленными натуралистическими подробностями, которые как бы смакуются режиссером. Но упоминать о них не стоит по нескольким причинам — и чтобы не спойлерить, и не дай бог не вызвать у кого-то излишне впечатлительного и слабого на желудок чувство тошноты.
Непонятно зачем в русском прокате фильму дали абсолютно иное название (оригинальное название фильма — «Eastern Promises», что в переводе на русский значит «Восточные обещания»). Да, фильм демонстрирует достаточно пороков: проституция, наркомания, бандитизм, чрезмерная жестокость. Но, очевидно, создатели картины вложили особый смысл в название фильма, именовав его именно «Eastern Promises». Именно купившись на обещания красивой жизни, за кордон из русской, украинской и прочих восточно-европейских глубинок ехали наивные Татьяны, оседавшие потом в западно-европейских борделях.
Надо отдать должное, в «Пороке на экспорт» создатели фильма демонстрируют глубинные познания воровского мира со всеми его законами и обычаями — иерархией, слэнгом, татуировками, сходками и пр. Иногда складывается впечатление, что воровской мир показан излишне скрупулёзно, что влечет за собой некоторую гипертрофированность и схематичность. Даже здесь не обойдено вниманием противостояние русских и чеченцев (в фильме это увязано в канву терок между русской и чеченской мафиями).
Однако, все же хочется отметить некоторую наивность сюжета и главной героини. Если уж кино про русских, то как же тут не вспомнить развесистую клюкву. Сердобольная и до мозга костей правильная акушерка Анна в исполнении Наоми Уоттс не находит ничего более подходящего, как обратиться для расшифровки загадочного, написанного на русском языке дневника не к кому иному, а к русскому ресторатору Семену, человеку с двойным дном, у которого есть абсолютно безбашенный и отвязный сын Кирилл в исполнении Касселя. Это ведь так очевидно. В городе есть русский ресторан — значит, нам туда и надо. На ловца и зверь бежит. Семен с ходу очаровывает Анну-Наоми наваристым русским борщом, служащим приманкой из рук русского бандита, и сбивает ее с толку показной обходительностью и лощеностью. Тем временем, Кирилл сверкает хищным глазом, примериваясь, в какую именно часть горла вцепиться жалостливой простушке, возжелавшей справедливости в этом безумном, мясницки-кровавом мире, где правят волки, но не овцы. И несдобровать бы девушке, если бы не помощь вдруг проникшегося к ней шофера Николая в исполнении Мортенсена, прислуживающего криминальному отпрыску ресторатора. Впрочем, сам Николай, являющийся воплощением хладнокровия, тоже не так-то прост — но не буду раскрывать сюжета и портить удовольствие от просмотра. Тем не менее, сложить бы Анне с самого начала два плюс два — что визитка ресторана оказалась в дневнике не так то просто, и не попала бы она как кур в ощип или в борщ.
Еще раз подчеркну: все герои картины выглядят преувеличенно шаблонными — чтобы не дай бог не ошибиться. Мафиози — жаждущие крови беспринципные монстры, акушерка — ангел во плоти, мать акушерки — воплощение политкорректности и мультикультурализма, дядя акушерки — лондонский русский с националистическими наклонностями, постоянно упоминающий всуе КГБ, который, как известно всем, давно уже именуется ФСБ (надо отдать должное режиссеру — в отличие от других западных актеров для роли дяди Степана в целях большей аутентичности был приглашен польский актер Ежи Сколимовский).
В общем и целом, создателей фильма стоит похвалить за старания и интерес, проявленный к другой культуре. В отличие от странной, непонятной лично мне романтики, окутывающей воровской мир в России, акценты в «Пороке на экспорт» расставлены абсолютно правильно.
8 из 10
Пишу к вам, страусам, засунувшим свои головы в песок. Будь проклят тот день, когда я решил высунуть оттуда голову… Вне песка страшно, мерзко и, честно сказать, немного бесперспективно. Потому я бегу, бегу быстро, так быстро, чтоб окружающий меня ужас размылся и стал менее ужасным, и чтоб была возможность написать эту рецензию.
Представьте ситуацию: какой-нибудь исповедующий православие Иван переоденется, в какого-нибудь, например, Мойшу, исповедующего иудаизм, и начнёт совершать дела, совершенно противопоказанные и неугодные для иудея. Более чем уверен, что такого Ивана быстро вычислят и очень жёстко поставят на место. А что же будет, если какой-нибудь исповедующий иудаизм Борух переоденется в православного Бориса, и начнёт совершать поступки, противоречащие традициям православия? И самое ужасное, что он начнёт распространять информацию о своём поведении, мол, смотрите, вот я такой православный Борис и я совершаю вот такие вот ужасные вещи и знайте, что это для православных в норме вещей. Боруха на место не поставят, ему, вообще говоря, спасибо скажут, причём эти же самые православные, которые в упор не видят подмены…
Нет, я не призываю вздёрнуть месье Кроненберга за такую вот выходку. Но я призываю людей хоть изредка высовывать голову из песка, и немного смотреть по сторонам.
Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что держать голову в песке не так уж и плохо. Ведь тогда вместо таких вот тёмных мыслей, можно насладиться фильмом. Он ведь совсем неплох: актёры играют прекрасно, сюжет интересный, снято качественно. И фильм в целом очень атмосферный. И даже пересмотреть его разок-другой совсем не зазорно.
То, как американцы видят и подают наших соотечественников в своём кино, имеет свою длинную и отдельную историю, благодаря чему образ «русского» в качестве персонажа закрепился как самостоятельный штамп, используемый без зазрений совести любым, даже уважающим себя режиссёром. Правда, чем больше знакомишься с Кроненбергом, начиная от нулевых, тем всё больше понимаешь, что ни вкуса, ни таланта у этого человека давно не осталось. И «Восточные обещания» — наилучшее тому подтверждение, так как снять подобное всерьёз равноценно для хорошего режиссёра творческому самоубийству. Удивительно, насколько ощутимо хуже становится кино, как только речь в нём заходит о русских. И дело тут вовсе не только в обиженной национальной гордости и бунтующем против подобного примитивизма менталитете. Даже отсеяв всё это, невозможно не заметить, насколько привычно-натянутым и пошлым выглядит подобный сюжет. Русская мафия, обитающая почему-то в Лондоне, ведёт свои тёмные делишки, прикрываясь легальным бизнесом и убирая неугодных ей личностей. Тут существует свой особый кодекс — кодекс «воров в законе», выражающийся в характерном и специфическом братстве, а также чисто символическом представлении в виде системы наколок, по которым своего отличают мгновенно, умея прочитать на теле всю репутацию и историю человека. И, словно как по волшебству, возникают здесь бывший дядя-кгбшник, борщ и «Очи чёрные», водка, болельщики «Арсенала» — и прочая условно гангстерская и советско-бытовая атрибутика, которая давно уже, правда, устарела — но только не для американцев.
Надо отдать должное Вигго Мортенсену и Венсану Касселю, которые честно стараются играть свои роли спокойного загадочного наёмника и малахольного придурковатого сынка — наследника крупного мафиозного авторитета. Но в том-то и проблема, что старания актёров слишком уж заметны. Так как на русских они совершенно не похожи, а избранный серьёзный, без тени иронии тон (вылитый «Красный воробей») делает всю историю ещё более грубой и поверхностной пародией, с примитивным деревянным сюжетом — и ещё более деревянный языком. Добросовестное упорство Мортенсена и остальных по произношению аутентичных слов (смешиваемых, к тому же, постоянно с английской речью) превращает все диалоги в корявую и запинающуюся, плохо воспринимаемую обеими сторонами пустую болтовню, произносимую натужно, подчёркнуто и как бы на автомате. Несостоявшаяся любовная линия между ясноглазой простушкой в исполнении Наоми Уоттс и покрытым татуировками Коляном-Вигго так же схематична и необязательна здесь, как и вообще вся интрига с чужим ребёнком, изнасилованной четырнадцатилетней девочкой и дикими неуправляемыми чеченцами — драка с которыми ещё хоть как-то запоминается и выделяется на фоне прочего надуманного бреда. В общем, после такого, за Кроненберга только стыдно — пусть даже актёры и молодцы. Сделали, по крайней мере, всё здесь возможное для них.
4,5 из 10
Фильмы про русских (неважно, бандитов или простых граждан), которые снимаются на Западе, обычно получаются не очень хорошими, а порой и вовсе плохими или смехотворными. Наверное, проблема в том, что тяжело передать в искусстве (не только в кино) колорит чужой культуры, не будучи ее носителем. Но «Порок на экспорт» очень старается выбиться из общего ряда.
Картину Дэвида Кроненберга можно воспринимать по-разному. Для начала подойдем к фильму с точки зрения рядового зрителя. И в этом плане все грустно… Лента обладает двойственным качеством: простотой. С одной стороны, это хорошо, потому что тут не находится место лишним сценам, лишним фразам, безответным вопросам или сценарным ляпам. Сюжет очень прямолинеен. Имеется пара неожиданных поворотов, но они не заставляют как-то вскакивать с места и визжать от восторга. С другой стороны, это и один из главных недостатков фильма — чрезмерная простота, стерильная простота. При этом события протекают неторопливо, порой даже слишком, и не приводят к каким-то ощутимым последствиям в финале. Зритель, как мяч, катится по равнине сюжета, подпрыгивая на немногочисленных кочках, и останавливается на титрах, так никуда не докатившись.
Но есть еще одна точка зрения — это точка зрения таких тонких ценителей искусства, которые способны уловить даже миллиметровое колебание на глубине двухсот километров под той самой равниной сюжета. И подобным крайне чувствительным особам «Порок на экспорт» зайдет на все сто. Складывается ощущение, что фильм именно для такого зрителя и снимался. Хотя, вероятно, это не просто ощущение, а реальная действительность. В свое время критики носили картину на руках. Пожалуй, тут вправду есть, чему восхищаться. Под равниной простого сюжета на самом деле скрываются самые разнообразные ландшафты (от психоанализа до тонкостей воровского закона). За всем этим стоит в первую очередь колоссальный труд создателей картины. Была проделана большая работа по изучению блатного сленга русских уголовников, иерархии в мафии и, конечно же, особенностей тюремных татуировок. Для любителей блатной тематики «Порок на экспорт» — просто находка.
Отдельно стоит сказать об актерах. Нет, не так… об АКТЕРАХ!!! Однозначно, это лучшее, что есть в фильме. Все актерские работы чудовищно прекрасны. Но даже на этом заоблачно высоком уровне есть тот, кто устремляется еще выше. Вигго Мортенсен своей игрой лишает дара речи… Этому мастеру можно только поаплодировать. Одна из лучших его ролей.
В итоге, впечатления от фильма двойственные. Да, у истории есть второе, третье, четвертое дно, но она все равно очень скупая на события и попросту скучная. Обычное фестивальное кино, если бы не… Если бы не актеры и не режиссер на пару с оператором. Первые проделывают выдающуюся работу перед камерой, а вторые должным образом этой камерой распоряжаются, тонко передавая атмосферу лондонских улиц и снимая живые, натуралистичные экшн сцены. Пожалуй, только последние аргументы заставляют поставить фильму оценку выше среднего, хотя сюжету явно не хватает остроты и событийности.
7 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Порок на экспорт 2007 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Накануне Рождества в Лондоне при родах умирает молодая русская женщина, совсем юная, почти подросток. На руках акушерки Анны остается младенец и дневник, который она нашла в вещах девушки. Анна ужасается ее истории жизни и начинает собственное расследование, которое прямо ведет в логово русской мафии. Так она знакомится с Николаем, который помогает ей разобраться в этой запутанной истории. Анна и не догадывается, что ее новый знакомый – жестокий и таинственный киллер, который принадлежит одной из русских группировок Лондона, а факты, описанные в дневнике, компрометируют его босса. Завязывается еще одна ужасающая цепочка любви и убийств, обмана и возмездия...
Порок на экспорт / Eastern Promises 2007, США, драма, криминал, триллер