Галерея
Интересные факты 4
Актеры 15
Съемочная группа 19
Рекомендуем 22
Похожие 26
Отзывы к
фильму
10
Джунгли Центральной Америки; период холодной войны или около того
Элли /Харрисон Форд/ - изобретатель, фанатичный и не терпящий иной точки зрения. Считает современное общество слишком развращённым, мечтает построить идеальный строй жизни, для чего уезжает с семьей в неизведанные земли
Мать /Хелен Миррен/ - тихая и спокойная женщина, занятая детьми и бытом. Во всём помогает мужу, даже если и не согласна с ним, проявляя безволие
Чарли /Ривер Феникс/ - старший сын Элли, верит в отца и в его слова, считает его гениальным изобретателем и всегда защищает перед всеми
Хадди /Конрад Робертс/ - местный житель, куда прибыла семья Элли, их главный помощник, имеет лодку, на которой привозит всё, что необходимо Элли и матери, в хороших отношениях со всеми членами семьи
Преподобный Спеллгуд /Андре Грегори/ - фанатичный миссионер, думающий только о том, как бы обратить в истинную веру как можно больше местного населения
Эмили /Марта Плимптом/ - дочка преподобного, развязный подросток, чьи мысли занимают современная музыка и мальчики
Всё время просмотра я была в ужасе от той степени эгоизма, которую проявляет главный герой. Как родитель, я никогда не смогу понять его поступков, а тем более не могу понять матери, которая слепо следовала за мужем в ущерб собственной судьбе и судьбе своих четверых детей. Тихий тиран это, пожалуй, даже ещё хуже, чем явный, ведь сложно для самого себя определить, что тобой манипулируют и подавляют тебя, а, соответственно, и противостоять ему в этом случае практически невозможно.
Сюжет картины интересен, я вообще люблю фильмы, где место разворачивается на каких-нибудь островах, где нет никаких благ цивилизации и всё приходится начинать с нуля. Но, откровенно говоря, при всей занятности сюжета, я всё-таки была зла на главных героев даже, пожалуй, сверх меры.
Почерк Питера Уира лично для меня здесь очень узнаваем и воспринимается уже, как нечто родное. Ривер Феникс за эту роль получил награду «Молодой актер». Кстати, во время съёмок съёмочная группа случайно обнаружила ранее неизвестный храм майя. Но это не единственный плюс создания картины, она заставляет немножко поразмышлять о жизни.
Страх перед цивилизацией
Изобретатель Элли Фокс создал особую холодильную машину, позволяющую посреди жаркого дня получить лед. Однако человеку, на которого он работал, это было не особенно интересно. Тогда Фокс разочаровался в Америке. Причем дело не только в отдельных людях. Он пришел к выводу, что Америка скоро загнется, уничтожит себя ядерной бомбой или чем-то в этом роде. Поэтому Фокс решил исполнить свою мечту и отправиться в джунгли, в первозданную местность, где можно все будет начать с нуля и в близости к природе. Он берет семью и отправляется в джунгли. Идеальный рай ему действительно удается построить, однако неожиданное столкновение с кое-какими гостями оказалось способно все разрушить. Но Фокс не теряет надежды.
Конечно, это фильм об идеализме. В иных случаях людей подобных Фоксу назвали бы психически нездоровыми, но это не случай нашего героя. Это подлинный пионер и энтузиаст. Его идеология проста – нужно жить своим трудом и ни от кого не зависеть. Ему удается построить холодильную машину в знойных джунглях. Аборигены в восторге. Однако острый глаз изобретателя быстро подмечает, что лед слишком уж стремительно перестал казаться им чудом. Это принципиальное наблюдение и выносит приговор всей человеческой природе, признать которую Фокс не в состоянии. Но опыт Фокса – это не совсем трагедия. Он слишком деятелен, чтобы тратить время на самопознание. Примечательно также, что он на дух не переносит церковь и выгоняет проповедника из своих владений. По той же причине: проповедник занят болтовней, тогда как Фокс занят делом. Он искренний просветитель, желающий облегчить жизнь людям, неутомимый труженик, хотя дело его обречено. Большинство людей устроено по-другому и не способно последовать его примеру. Фокс даже с собственными детьми не может найти общий язык, за что те его откровенно ненавидят.
Идея эскапизма всегда витала в воздухе в западном мире. Заслуга Фокса в том, что он сумел воспринять эти ценности очень глубоко и не изменить им. Ведь многие «эскаписты» не понимают, что отказ от благ означает каждодневный труд в поте лица. Однако одновременно Фокс оказался оторванным от жизни и стал пленником страха перед цивилизацией. Его история полна творческого величия, но также и не лишена черт, которые вряд ли можно поставить ему в заслугу. И среди них, например, игнорирование мнения семьи.
7 из 10
Изобретатель Элли Фокс болен навязчивой идеей, что разжиревшая и обленившаяся Америка скоро сгинет в ядерном взрыве (кто его произведёт не уточняется, наверное сами себя подорвут). Посему осуществляет давно задуманный план – за небольшие деньги покупает район на побережье Никарагуа под название Москитовый берег и собирается строить там цивилизацию с нуля. А, ну и всю свою многодетную семейку прихватил, красавец. Будучи конструктором, Элли оказался готов ко многому, но, как водится, не к своим собственным ошибкам.
Безумные люди обычно классные ораторы, и могут увлечь хоть на край света, но потом всем неизбежно приходится разгребать последствия собственной легкомысленности. Так вот и получилось, что вся семейка Фокса, без задней мысли бросает свой уютный домик и устремляется за главой семейства на край света. Как так вышло? Четверым маленьким детям кажется это всё каким-то приключением, жена то ли что-то недопоняла, то ли весьма безропотна (у неё даже имени нету, все её зовут просто Мать). Ясен тополь, что жизнь в джунглях им быстро надоедает. Ведь папаня упёрто отвергает все американские капиталистические ценности и возделывает подобие коммунизма. Воюет с наглым миссионером-священником, заставляет всех вкалывать, не разгибая спины, довольствоваться малым и бесконечно строить светлее будущее в руинах. Почему бесконечно? Потому что одержимые не могут сидеть на месте и начинают совершать перегибы и ошибки.
«Берег москитов» по книге Пола Теру в зачатках отдаёт жанром выживальческого триллера, хотя режиссёр Питер Уир, как видно, не сильно стремится идти по этой дорожке. Кажется, он даже местами симпатизирует чудаковатому герою Харрисона Форда. В глазах американцев мистер Фокс, понятное дело, выглядит чистейшим шизойдом, но люди, закалённые СССР, скорее всего скажут, что муштра и ранние навыки труда в дальнейшем принесут детям Фокса только пользу, пусть они сейчас и не слишком довольны таким житьём. Кстати о детях, не понял фигню с малышами-близняшками, которые за всё кино сказанули лишь пару слов, и с отсутствующим видом прошли вместе с остальными через все эти тяготы – то ли недюжинная стойкость и несгибаемость, то ли забыли толково прописать.
Но романтика это одно, а сценарий Пола Шредера в итоге всё равно сворачивает на тропу помешанных кровавых тиранов, терроризирующих семью и сжигающих неугодных бородачей в адских крематориях. Как оказывается, от своих фобий на островах не скрыться.
7 из 10
Вверх по течению, вниз по жизни
Сельва расстилается бескрайним цветущим ковром, её питают бороздки грязноводных тропических рек, по берегам их – селения диких племён, слившиеся с зеленью леса, сросшиеся с чернью земли. В незыблемую экосистему вторгается незваный гость, несносное дитя цивилизации, неблагодарно от неё отрёкшееся, гениальный изобретатель Элли Фокс вместе с женой и детьми. Избравший своей религией термодинамику, а животворящим крестом – обратный цикл Карно, вознамерившись взять на себя роль чудотворца, он возводит в крошечной туземной деревушке холодильную машину многометровой высоты, величественный храм науки, преображающий пламень в лёд, преподносящий аборигенам этот неведомый дар, способный изменить жизнь в джунглях раз и навсегда.
Странствие Элли вызревает из конфликта с обществом потребления, которое кажется ему топчущимся на месте, бесцельным, вырождающимся, готовым поглотить само себя и ведущим к неминуемой гибели. Миф, придуманный отцом для детей - Америки больше нет, страна уничтожена ядерной войной - становится столь заманчивым, что изобретатель сам оказывается у него в плену. Неизведанные земли берега Москитов, доверчивые, отсталые и бедствующие люди видятся ему плацдармом для титанической работы, для строительства собственной, правильной цивилизации. Здесь проявляется исполинская воля Элли, его громадное честолюбие и, кроме того, желание блага для себя и своей семьи как единственных достойных этого людей. Аборигены для него – не сколько те, кому нужно помочь выбраться из нищеты, столько те, кого нужно облагодетельствовать всепобеждающей силой теплообмена, перед кем продемонстрировать высшие, «божественные» способности. В отличие от Фитцкарральдо из одноимённого фильма Вернера Херцога, чья авантюра вдохновлена несокрушимой верой в великую силу искусства и потому никак не может навредить душе и разуму героя, одиссея Элли затеяна всецело на эгоизме, для пресловутой самореализации, чтобы доказать – себе и «этой порочной стране» – свою исключительность, способность в одиночку исправлять кажущееся ему несовершенство мироздания. Разумеется, такой подход не приведёт ни к чему хорошему: идеи цинично низвергнуты, характер необратимо надломлен, затягивая дерзновенного наглеца в пучину безумия и увлекая за собой ни в чём не повинных жену и детей.
Противостояние индивида и социума, метафизические поиски личности, существование человека в необычных, подчас экстремальных условиях – важнейшие темы творчества Питера Уира, в той или иной мере отражённые во всех его работах, начиная с триумфального «Пикника у висячей скалы» и заканчивая относительно недавними «Шоу Трумана» и «Хозяином морей». Приключения Элли метафоричны и символичны: в попытках построить новый внешний мир главный герой невольно исследует и в конечном счёте рушит свой внутренний. Заманчивый сплав мечты и реальности разделяется, что ведёт к сильнейшему кризису самосознания. Крупные планы лица в переломные моменты призваны схватить эти изменения. С другой стороны, окружающая природа, непоколебимый и неподавляемый многотысячелетний устой изображены долгими статичными планами натуры, необъятными высотными панорамами, утопающими в дымке горизонтами среднегорного рельефа. Неспешно несёт свои воды речка, прибрежная деревушка влачит незатейливую жизнь, а где-то в лесной глуши стоит пирамида древнего храма, окутанная мхами, столетиями прятавшаяся от людских глаз, словно намекая: делайте что хотите, люди, но ничего у вас не получится, и когда-нибудь от вас не останется и следа, но будет океан, будут реки, будет и лес. Эти особенности киноязыка снова сближают картину с творчеством Херцога, с уже упомянутым «Фицкарральдо», где камера могла часами (на самом деле – минутами) абсолютно неподвижно наблюдать за хитроумно устроенным подъёмом целого парохода через горный перевал.
Однако меряясь силами с великим немцем на его территории, создатели фильма допустили роковую ошибку, пригласив на главную роль Харрисона Форда, звезду блокбастеров, всеобщего любимца, способного поднять до небес кассу любой ленты. Чаяния на высокие сборы обернулись разочарованием, словно повергнутые жестоким, непредсказуемым, губительным берегом Москитов. Роль Элли, деспотичного нонконформиста-социопата, совершенно не подошла изворотливому Хану Соло, бравому Индиане Джонсу, и какими бы ни были старания Форда, образ не оживает, не срабатывает, оставаясь харизматичным неуравновешенным забавником, но никак не трагической, пронзительной, незаурядной фигурой. И безумно жаль, что в фильме Уира, визуально очаровывающим, несущим такую сильную, многогранную и нетривиальную авторскую идею, сыграл столь мало подходящий для неё исполнитель.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Берег москитов 1986 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Элли Фокс обуреваем одной-единственной мечтой: бросить все и убежать с семьей куда-нибудь в джунгли, в первозданный мир, подальше от развращающего влияния цивилизации. Вместе с женой и детьми он садится на корабль, следующий к Берегу Москитов. Однако в джунглях Центральной Америки задуманная утопия Фокса превращается в опасное наваждение, а поиски рая сменяются жестокой борьбой за выживание.
Берег москитов / The Mosquito Coast 1986, США, драма, приключения