Галерея
Интересные факты 18
Актеры 68
Съемочная группа 68
Рекомендуем 22
Похожие 19
Отзывы к
фильму
20
Тим Бертон, как правило, снимает фантастику в широком смысле слова (и чистый сай-фай, и фэнтези, и комиксы). И, как правило, работает с крупными бюджетами.
«Эд Вуд» — нетипичное кино Бертона. Во-первых, это не фантастика, а биографический фильм (следующий фильм-биографию, «Большие глаза», он снимет только через двадцать лет). Во-вторых, снят «Эд Вуд» за 18 миллионов долларов — сумма небольшая даже для 1994 года, а для Голливуда в XXI веке — и вовсе мизерная.
Тем не менее, даже столь скромные затраты «Эду Вуду» окупить не удалось: сборы в прокате составили менее трети бюджета. И это — несмотря на обилие положительных рецензий и попадание в главные «оскаровские» номинации (лауреатом «Оскара» стал Мартин Ландау, сыгравший Белу Лугоши).
Что ж, такое бывает. Классический пример — «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера.
Однако тот же «Бойцовский клуб», несмотря на его формальный кассовый провал (и почти полное игнорирование со стороны Американской Киноакадемии), никто не назовет «недооцененным фильмом». А вот «Эда Вуда» — называют.
И это при том, что Бертон — режиссер культовый, у него огромное количество фанатов по всему миру.
И раз «Эд Вуд» — картина недооцененная (по версии блога Beyond the Canon), и при этом с треском провалившаяся в прокате, то, скорее всего, с ней действительно что-то не так.
Что же?
Отметим сразу: Тим Бертон режиссер выдающийся, может быть, даже гениальный. Не то что бы у него не было неудавшихся картин (к ним я отнесу «Планету обезьян» и особенно «Крупную рыбу»), но даже в них всегда заметна мощь его таланта.
И «Эда Вуда» он снимал, можно сказать, в тепличных условиях. Только что с колоссальным успехом прошла его дилогия о Бэтмене, здесь — бюджет небольшой (а значит, и продюсеры особо не надоедают), на проекте собралась вся «компания Бертона», начиная от сценаристов Александера — Каращевски и заканчивая Джонни Деппом. Так что за все достоинства и недостатки картины нужно хвалить (и ругать) именно Тима Бертона.
Достоинства «Эда Вуда» — традиционные для Бертона. Очень стильное и оригинальное изобразительное решение, прекрасно подобранный актерский состав («Эд Вуд» — редкий пример абсолютного слияния актера и его персонажа в роли), энергичное, ладно скроенное и крепко сшитое повествование.
В чем же недостатки? Главный — в том, что Тим Бертон, как говорится, спутал божий дар с яичницей.
Думаю, всем знакомо хрестоматийное ахматовское: «О, если б знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Но ведь Ахматова в этих строках вовсе не прославляет сор? Сор — ну или по-киношному трэш — так сором и остается.
Однако Бертон пытается зрителю представить трэш высокой поэзией, используя приемы тоталитарной эстетики. Ну или пропаганды, проще говоря.
Возможно, то, что Эд Вуд-младший был назван худшим режиссером в истории кино — субъективизм и преувеличение. Возможно, бывали и хуже. Но это отнюдь не значит, что он — великий творец, и не значит, что «План N9 из открытого космоса» — классика киноискусства!
Но вот с точки зрения Бертона — так и есть. Конечно, аргументов в пользу у Бертона нет никаких — сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. И поэтому Бертон прибегает к манипуляциям.
Замечу, что манипуляции эти по своей открытости и наглости — умеренные, почти вегетарианские. Все-таки Бертон в первую очередь художник, а не маркетолог. Но они все-таки есть, и в общем являются типовыми.
Во-первых — Эд Вуд в фильме представляется «страдальцем за искусство». Не обошлось и без столь модного ныне ЛБГТ-дискурса, хотя Бертон старался его особо не педалировать (в 1990-х это было еще не принято).
Во-вторых — делается особый акцент на положительных личностных качествах Эда Вуда, на его чистой дружбе и бескорыстной (бескорыстной ли? или чисто коммерческой заботе о единственной звезде своих лент?) заботе и Беле Лугоши.
Но ведь фильм-то, вообще-то, называется не «Эд Вуд — лучший друг», и посвящен творчеству, а не личной жизни Эда Вуда!
В-третьих — рефреном идет сравнение Эда Вуда с Орсоном Уэллсом.
Вершина пропагандистского искусства Тима Бертона — сцена случайной встречи Эда Вуда с Орсоном Уэллсом, который якобы благословил Эда Вуда на его «творчество». При этом, используя «эффект Кулешова», Бертон проводит аналогию между «Дон Кихотом» Уэллса (фильм, который он снимал всю жизнь, но так и не снял), и «Планом N9».
Образно говоря, приравнивает божий дар к яичнице.
При этом в своих интервью Уэллс (сомневающихся отсылаю к сборнику «Уэллс об Уэллсе») ни словом не обмолвился об этой встрече и вообще о Вуде. То есть в лучшем случае, вся эта история — версия Вуда, который вообще правдивостью не отличался.
(Например, его россказни о том, как он на войне под униформой носил женское белье. Эд Вуд воевал на Гуадалканале, на Соломоновых островах, где экваториальная зона, где круглый год — страшная жара, и где инфраструктурно — нижний сфинктер мира. Не говоря о том, что он бы в нем упарился — где бы он вообще там нашел женское белье?).
И, как итог — сцена восторженной встречи зрителями премьерного (премьерного!) показа «Плана N9 из открытого космоса»! Как говорится, no comment.
Отмечу, однако, что вся эта манипуляция, вся эта пропаганда, все это натягивание совы на глобус у Тима Бертона — искренние. Он сам в это верит.
И здесь стоит обратить внимание на самое лучшее, что есть в «Эде Вуде». Это Бела Лугоши — и трактовка его образа Тимом Бертоном, и исполнение роли Мартином Ландау. Бела Лугоши в «Эде Вуде» — актер в финале своей жизненной трагедии. Актер, которого, несмотря на весь его талант, вышвырнули из Голливуда, и который вынужден тратить последние годы жизни на работу с худшим режиссером мира. Хотя он — великий актер.
Вот что бы Тиму Бертону было забыть напрочь про весь этот вудовский мусор, и снять не «Эда Вуда», а «Белу Лугоши», с Мартином Ландау (или Джеком Николсоном?) в главной роли! Но нет — и Тим Бертон вместо этого снимает «ЖЗЛ» про явную бездарность. Горе-творца, как говорят сейчас.
7 из 10
«Эд Вуд» — блестящая трагикомедия, снятая Тимом Бёртоном на основе биографического книги Рудольфа Грея «Кошмар экстаза». В фильме рассказывается о чудаковатой жизни одной из самых одиозных личностей Голливуда, а также самого бездарного и провального режиссёра Эда Вуда, которого играет излюбленный актёр Бёртона Джонни Депп.
Эта картина просто чистый восторг и дань уважения киноиндустрии 1950-х, от первых и до последних кадров. Невероятное хитросплетение жанров, пасхалок и оммажей, делает этот фильм Бёртона очень ценным и редким в познании окружающего киномира. Вуд был стопроцентным оптимистом и свято верил в то, что его ждёт успех, рано или поздно, а также обладал неиссякаемым источником вдохновения. Его окружают такие же энтузиасты, как и он сам — что ж, можно смело сказать, что дружить Эд умел, и ещё как. Да, у него были своеобразные фетиши, но он сумел их обуздать и воплотить в своих работах. Также в фильме показана трогательная дружба Эда с престарелым актёром-наркоманом, вышедшим в тираж (Бела Лугоши, играл роль Дракулы в первых фильмах ужасов) и эту линию по праву можно назвать самой душещипательной в картине.
Тим Бертон — это один из самых любимых моих режиссёров-визионеров — мне нравятся все его работы, их можно пересматривать вечно. Здесь просто удивительный актёрский ансамбль: Мартин Ландау, Сара Джессика Паркер, Патриша Аркетт, Джеффри Джонс, Билл Мюррей, Майк Старр, Винсент Д’Онофрио и др. Также отмечу выдающуюся работу гримёров и костюмеров, оператора и композитора Говарда Шора. Музыкальная составляющая, очень колоритна оттеняет мрачность и лёгкость сюжетного повествования.
Жизнь Эда Вуда учит нас тому, что никогда не стоит сдаваться, даже если все против тебя: нужно всегда верить в свой личный успех, Эд верил и был счастлив от этого. Мне кажется, лучше Тима Бёртона никто не смог бы экранизировать жизнь такого одинокого чудака, как Эд Вуд. Картина получилась одновременно и грустной и смешной и жутко мрачной, поучительной и просто очень сказочно душевной. Все награды — заслужены. Настоятельно рекомендую к просмотру.
10 из 10
Кнышов Андрей
- Видение стоит того, чтобы за него драться. Зачем тратить жизнь, воплощая чьи-то чужие мечты?
Эд Вуд
Погружаясь в историю Эдварда Вуда и его окружения, я, как никогда раньше, начал понимать, что некоторые люди должны умереть, прежде, чем получат уважение. Вуд — одна из таких непонятых душ. Он всегда считался не более, чем халтурщиком. На протяжении трех десятилетий он боролся за свой кинематограф, который любил, и к середине 70-х дни его славы остались далеко позади, а его последующие усилия были, в основном, тщетными. Знаешь, погружаясь в подобную атмосферу, я вспоминаю времена VHS, когда мы полагались на наши воспоминания и сарафанное радио, они значительно помогали. Рассказы о ключевых сценах из крутых фильмов, названия которых мы едва могли вспомнить, выбранные исключительно за их шоковую ценность, стали, своего рода, вспомогательным инструментом. Если бы ты завел разговор с каким-нибудь случайным киноманом, ты, скорее всего, не сказал бы — «Эй, ты видел «Город живых мертвецов» от Лучио Фульчи?». Нет, ты скажешь — «Эй, ты видел тот фильм, где священник вешается?». Это просто пример, мысли в слух. Возвращаясь к Вуду, он, проще говоря, был художником-аутсайдером. Он снял два высоко персонализированных «шедевра» наивного сюрреализма: «Глен или Гленда» и «План 9 из открытого космоса». Обе картины показывают ярко выраженную Вудианскую странность.
В 1980-ом году, через два года после смерти Эда Вуда, критик Майкл Медвед и его брат опубликовали премию «Золотая индюшка» и дали Вуду награду — «Худший режиссер всех времен» и назвали его «План 9» худшим фильмом всех времен. У мистера Медведа, должно быть, было самое удивленное лицо на свете, когда он осознал, что он и его брат непреднамеренно возвели Эда в культовый статус, который, по мнению Майкла, был не более, чем объектом насмешек. Через четырнадцать лет после того, как культовый статус Вуда укоренился, Тим Бертон вручил Эдди свою валентинку. Ясно, что «Эд Вуд» был таким же личным фильмом для Бертона, как и «План 9» для Вуда. Бертон получил скромный бюджет и столкнулся с трудностями в процессе реализации проекта. В художественном плане кино оправдало себя и даже принесло финансовые результаты, хотя потребовались годы, чтобы реализовать культовый потенциал картины на DVD-рынке.
С места в карьер — самая популярная работа Деппа из 90-х, возможно, с Бертоном, но его лучшая игра у других режиссеров, таких, как Джим Джармуш в «Мертвец» и Терри Гиллиам в «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Эти два режиссера смогли реализовать гораздо более задумчивую, более нюансную, полностью насыщенную игру Деппа. При Бертоне, не буду кривить душой, Джонни стал слишком грандиозным и очевидным. Тем не менее, к 1994-ому году Тим Бертон уже закрепился в качестве режиссера с задорным и готическим стилем. Вплоть до выхода «Эда Вуда», Бертон поражал зрителей красочными готическими сказками, которые были, так или иначе, семейными, независимо от того, сколько БДСМ-кожи носил главный герой. «Эд Вуд» было чем-то другим. Это почтительно и причудливо, очаровательно и все еще странно. В отличии от слегка наивной склонности Эда Вуда к научной фантастике и ужасам, этот фильм получился зрелым и взрослым. Сам фильм, естественно, является смесью фактов и вымысла. Разумно, Тим не покрывает фильмы Вуда, потому что «Эд Вуд» об отношениях Эда с другими павшими душами. Мир, который они делят вместе, так же уникален и особенен для них, как шоколадная фабрика для Чарли. По версии Бертона, Вуд — это человек, который не только принимает реальность, но и радуется ей, отнюдь не скрывая своей любви к женской одежде, он относится к ней, как к самой естественной вещи в мире. Путешествие Белы Лугоши от сверх-популярного актера до Голливудского наркомана, как сказано в фильме, является подходящей метафорой для забытого и растраченного таланта. Сценарий приплетает правдивую историю Лугоши, поскольку зрители и голливудский эйджизм заставляют их цепляться за режиссеров, которые еще замечают их.
Не смотря на то, что невозможно отрицать, что репутация Эда Вуда оставляла желать лучшего в плане качества, Бертон смог показать свою признательность и уважение. Он показывает, что эмоциональное ядро фильмов Вуда различимо, очевидно, осязаемо даже без иллюзии, без того, чтобы зритель «потерялся» в истории. То есть, даже если вы видели, как сотрясаются картонные конструкции, когда актеры маршируют по съемочной площадке, или струны, привязанные к летающим тарелкам, в этих усилиях есть душа энтузиаста. В самом деле, нам рассказывают историю о амбициях, юморе и неудачах, которая остается актуальной. Она может заставить любого зрителя чувствовать себя лентяем, когда он увидит, как Вуд прогуливает, будучи одержимым тем, что он мог бы сделать. Есть замечательная сцена, где Вуд приходит в ярость, когда церковные лидеры пытаются вмешаться в его видение, одетый в женскую одежду и парик, он замечает Орсона Уэллса, его кумира, обращается к нему за поддержкой и получает ее.
Прошло больше 50-ти лет с момента премьеры «План 9 из открытого космоса», а мы до сих пор обсуждаем его и его создателя. На это есть причина. Бесчисленное плохое кино приходило, уходило и остается забытым. В плохом фильме нет ничего особенного, если в нем нет индивидуальности. Черт, хотя сейчас 2019-ый, технически я все еще целевая аудитория этой картины, хотя, признаюсь, я ума не приложу, как ее оценивать. Тем не менее, Тима Бертона всегда будут помнить за тот период — времена его самых честных и индивидуальных работ, в которых он все еще был в состоянии связаться с маргиналами и имел способность, и влияние, чтобы заставить Голливуд и зрителей разделить его точку зрения. Несомненно, Бертон будет продолжать снимать множество коммерчески успешных фильмов, и даже если он уже стал частью корпоративного мира, он уже сделал больше, чем многие.
Эдвард Вуд-младший американский режиссер, сценарист, продюсер и актер, является по-настоящему удивительным человеком. Он снискал славу, как худший режиссер всех времен и народов. А также стал объектом многочисленных насмешек, как простых зрителей, так и профессиональных критиков. Его фильмы это образец ужасно плохого вкуса. Однако вместе с этим, он стал примером настоящей любви человека к волшебному миру киноискусства. Спустя много лет после своей смерти, Эд Вуд получил огромную популярность, а его творчество стало востребованным. Режиссер Тим Бёртон является поклонником этого интересного человека, а потому с душой подошёл к данному фильму.
Картина основана на биографической книге Рудольфа Грея «Кошмар экстаза» и затрагивает наиболее важные события из жизни Эдварда Вуда. Этот режиссер снимал фильмы самого низкого качества, но при этом он сам считал, что создаёт настоящие шедевры. Его не пугала ни сокрушительная критика, ни отсутствие финансовых возможностей. Главной целью было снимать кино, которое прежде всего было бы интересно ему. Помимо своего своеобразного творчества Эд Вуд был эксцентричной и чудаковатой личностью. Достаточно того факта, что он любил носить женскую одежду.
Это один из самых оригинальных и специфических фильмов — биографий в истории мирового кинематографа. Перед нами драма, в которой сплелись трагические и комедийные нотки. Режиссер осознано избегает темных сторон личности главного героя, романтизируя его образ, показывая путь человека к реализации своей мечты. Он не хочет смеяться над тем, над кем и так смеялись всю жизнь. Это дань уважения весьма сомнительному человеку за его настойчивость и умение не унывать. Не обошлось и без элементов художественного вымысла, некоторые события отсутствовали в реальной жизни. Однако эти моменты были необходимы для создания особой атмосферы.
Тим Бёртон пошёл очень изобретательным путём, намеренно сняв картину в стилистике низкобюджетного кино, образца 1950-ых годов. Таким образом он подражает фильмам Вуда, с их бутафорскими декорациями, смехотворными спецэффектами и ужасной актерской игрой. Это создаёт особое очарование и способствует погружению зрителя в причудливую атмосферу.
Джонни Депп идеально вжился в образ эксцентричного режиссера и сыграл одну из лучших ролей в своей карьере. На экране мы видим романтика, одержимого любовью к кино. Личность раскрыта не полностью, противоречивый характер не отражен. Но этого и не требуется, так как автор снимал кино про человека жившего в мире своих фантазий, а потому и историю показывает не объективно. Мартин Ландау исполнил роль Бела Лугоши, великого актера фильмов ужасов. Он просто блестяще передал характер своего героя, мастерски показав реальную историческую личность. В какой-то степени данный фильм является биографией и этого знаменитого человека.
Эд Вуд это оригинальный биографический фильм сочетающий элементы трагикомедии и драмы. Тонкое кинематографическое полотно, рассказывающее об одной из самых сомнительных личностей в истории мирового кинематографа. В конце концов далеко не каждый способен заслужить звание «худшего режиссёра всех времён», и при этом сохранить о себе память даже спустя много лет после смерти. Это дорогого стоит. Безусловно рекомендую.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Эд Вуд 1994 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм рассказывает истинную историю странной и пестрой жизни самой одиозной фигуры американского кино — Эда Вуда, признанного худшим режиссером за всю историю Голливуда!
Эд Вуд / Ed Wood 1994, США, биография, драма, комедия