Галерея
Интересные факты 14
Актеры 32
Съемочная группа 20
Рекомендуем 22
Похожие 23
Отзывы к
фильму
16
Потрясающий и недооценённый фильм великого Хичкока про извилистые пути подсознания.
В 40-е года в Голливудском кинематографе появляется новый персонаж — женщина-ученый. Умная и хладнокровная, как мужчина. Чувствительная и любящая, как женщина. Интересен ее внешний вид. На фоне экранных гламурных девиц она выглядит как синий чулок. Но ее природную красоту Ингрид Бергман нельзя не заметить, несмотря на отсутствие косметики и растрёпанные волосы.
Натура прямолинейная и открытая, без тени кокетства. Находясь среди психически больных людей, она на редкость здорова и спокойна. Научный интерес и любящая душа не борются в ней, а взаимно дополняют друг друга, когда в ее жизни появляется красивый и загадочный мужчина. Ее неудержимо тянет к этому неуравновешенному человеку. Для спокойной сильной женщины это психологически совместимый тип. Хотя он может быть опасен, как загнанное в угол животное в минуту страха. Тонкая грань между безумием и нормальностью. Но возможно поэтому он так ей интересен.
Много параллельных линий с Марни, лиричным произведением Хичкока, снятым на 20 лет позже. Марни пугал красный цвет, цвет крови. Грозы и молнии. А Джона пугает белый цвет, цвет снега. И темные полосы на белом фоне. Любая мелочь может послать сигнал опасности в болезненное подсознание. У обоих внезапные неконтролируемые вспышки страха. Оба склонны выдавать себя за другого. Оба страдают от амнезии, так как чтобы не сойти с ума, нужно забыть об ужасах.
В фильме есть несколько блестящих находок. Особенно впечатлил момент когда при поцелуе героев дверь открывается одна за одной, как проход в новый мир… Как новые грани жизненного опыта.
Отдельное произведение искусства — сюрреалистический сон зачарованного Джона, в стилистике которого сразу угадывается рука неподражаемого Сальвадора Дали.
Пока советская армия поднимала Знамя Победы на крыше здания рейхстага в Берлине, Альфред Хичкок готовил к выпуску свой психологический детектив, дабы США хоть какой-то след оставили после себя под окончание Второй Мировой войны. Начало просмотра ознаменовалось долгой увертюрой. Для чего? Не знаю. Возможно, чтобы перед просмотром собрались все зрители либо просто послушали классическую музыку, потому что дальше им будет не до расслабления. На титрах мелькают имена, и меня заинтриговал художник: Сальвадор Дали. О, как!
Локация у картины — психиатрическая лечебница (не Аркхэм). Главная героиня вводит зрителя в курс дела, поясняя на примере больных, каковы её методы, что значит системный психоанализ. Сюжетная нить берёт начало с одного важного, но ожидаемого события — смена руководства, что сказывается на сотрудниках. Красиво представлены эмоции персонала, ведь новый руководитель не абы кто, а знаменитый учёный, чьи работы изучали и преподаватели, и студенты.
Картина не оттягивает сомнительные эпизоды, иной раз кажется, что сюжет, наоборот, спешит. Вот у нас новое лицо, дружеские приветствия, как зарождается любовная линия. Это было предсказуемо, но всё равно мило. За романом приятно наблюдать, вроде бы красивая мелодрама, раскрытие девушки, но элементы хичкоковского стиля вводят постепенно в эту идиллию тайну. Что-то тут происходит? Что-то в этом учёном не так?
«Обитель проклятых» Брэда Андерсона! «Остров проклятых» Мартина Скорсезе! Да, определённо режиссёры вдохновлялись Хичкоком. Подозрения оправдывают себя, отличный саспенс, предположения и дедукция. Заслуживает внимание то, как героиня переходит из роли психолога в роль детектива, когда ум и опыт лечебницы превосходят следователей, когда только раскрытие человека может помочь достучаться до правды.
Стокгольмский синдром? Да, он тут преобладает над ведущими специалистами психоанализа, раскрывается в полной мере и заодно служит примером для многих деятелей искусства в будущем. Напряжённые моменты и подозрения сменяются бегством, скрытостью и попытками докопаться до правды.
Наравне с внешним переживанием, которое ты испытываешь за экранный дуэт, раскрываются и внутренние воспоминания. Кто же такой этот главный герой? Как он стал на данное место? Тайна, покрытая мраком. Благодаря отличной операторской работе и систематическим увеличением объекта, всё путешествие героев наполнено «пасхалками», элементами, заострив внимание на которых, можно потихоньку в голове восстанавливать картинки из прошлого. Что может быть хуже, когда ты не тот, за кого себя выдаёшь? Только амнезия после перевоплощения в иную личность. Вот тот самый главный козырь, вот, что держит в напряжении весь фильм, вот, за что Альфреда Хичкока называют гением.
Увлекательно, волнительно и интригующе. Но, не стоит забывать, что на дворе 40-ые, только вводится в кино постепенно звуковое оформление (возможно, это и есть главная причина начальной увертюры — демонстрация технологий), отчего иной раз постановка выглядит криво, но в этом его и прелесть. Вот, что можно назвать «на века». Эпизод с лыжным спуском, который снимался с постановкой заднего плана, уж очень сильно портил восприятие. Если в «Психо» героиня ведёт автомобиль, а задний фон постановка — тот там, это ещё не сильно бросается в глаза, так как у главного объекта минимальные действия (крутить руль, смотреть прямо или в зеркало), то в «Завороженном» спуск с горы на лыжах. Вы бы хотя бы телом как-то группировались, рукой что ли двигали под взмах лыжных палок, но нет, герои просто парят, пока на заднем плане образуется движение под углом 45 градусов.
Ладно, это эпизодические мелочи, потому что дело идёт к кульминации, и она вас определённо удивит. Только раскрыли важную черту, погрузились в чертоги разума и расставили все точки над «Ё», как происходит ещё один внезапный поворот. Напряжение создаёт приближение камеры, леденящий душу саундтрек и настороженные, в большей степени испуганные, лица главных героев. Неожиданный финал, который оставляет после себя большое впечатление.
Актриса главной роли — Ингрид Бергман. Только вот видел её в «Цветке кактуса». Совпадение? Не думаю. В итоге, несмотря на старые технологии съёмки, фильм отличный. Очередной раз доказывающий, что Хичкок — «отец» психологического напряжения на экране.
Картина 1945-го года великого Альфреда Хичкока повествует о человеке, выдающим себя за знаменитого доктора Эдвардса, который принял предложение уходящего в отставку главного врача медицинского учреждения, профилирующего набиравшее в сороковые годы прошлого столетия популярность направление психоанализа.
Молоденькая Констанс работает в данной психиатрической больнице, являясь единственной представительницей прекрасного пола среди докторов. Девушка с первого взгляда не только понимает, что незнакомец принимает себя за другого, наблюдая за его странной боязнью прямолинейных вещей, но и влюбляется в псевдо-доктора, благо он не дурен собой.
Когда тайное становится явным, героиня решает во чтобы то ни стало помочь мужскому идеалу в лице лжедоктора вспомнить, кто он есть на самом деле, попутно доказав его невиновность в преждевременной смерти настоящего доктора Эдвардса, с которым, как выясняется позже, он был знаком раннее.
Прекрасная работа актеров выводят этот фильм на высокий уровень. Грегори Пек действует любовным магнитом для прекрасного пола, заставляя зрительниц неотрывно восхищаться статным и идеальным образом великого актера. Ингрид Бергман выступает притягательницей мужских глаз, поражая своей женственностью, мужественной решительностью и твердолобием в одном флаконе. Михаил Чехов (создатель знаменитой системы Чехова, долгое время противоборствующей более популярной системе Станиславского) отвечает за опыт и слегка комедийную составляющую в данном фильме, каждый раз появляясь в кадре радует глаз и профессиональным словом, и густотой усов.
«Завороженный» стал одной из первых картин, рассказывающих о проблемах психоанализа человеческого разума. Всё что творится в глубине сознания человека напрямую выливается в его внешнее и внутреннее состояния, которые способны навредить не только самому индивиду, но и окружающим его. Не зря в начале ленты в качестве эпиграфа выступает знаменитая фраза величайшего поэта Уильяма Шекспира: «Вина, она не в этих звездах. Она внутри нас.»
Эти слова дают понять истинную проблему многих межличностных конфликтов, рождающихся в глубинах сознания того или иного человека.
«Завороженный» позволяет наглядно вообразить силу внушения в человеческий разум острой лжеправды, изменяющей человека до неузнаваемости.
8,5 из 10
В 1944 году сэр Альфред, движимый страстным желанием поставить «первый разумный фильм о психоанализе» принимается за работу над одной из своих самых неоднозначных картин под названием «Spellbound», которое в переводе на русский не исчерпывается прилагательным «завороженный», но также может расшифровываться как «очарованный» или «находящийся под властью заклятия». Уже на уровне названия видно, что, действуя по примеру психоанализа, дискурс фильма включает в себя «разумную» составляющую только как одну из составных частей.
Понимая всю сложность разработки столь скользкой и неоднозначной темы Хичкок обратился за помощью к эмигранту из России, первостатейному голливудскому сценаристу Бену Хекту, принявшемуся за адаптацию известного бестселлера Фрэнсиса Бидинга «Дом доктора Эдвардса». Обеспечив себе прочную идейную основу, сэр Альфред принялся хлопотать о второй важнейшей компоненте картины — визуализации. Для работы, после продолжительных проволочек, пригласили художника, буквально «завороженного» психоанализом — Сальвадора Дали. Поначалу его фантазии оказались полностью неосуществимы (Ингрид Бергман предполагалось с ног до головы покрыть живыми муравьями и поместить в кокон, напоминающий саркофаг). Это было не совсем то, чего ожидал от художника маэстро. Хичкок в своих картинах и раньше постоянно смешивал материальный и фантазматический мир, однако никогда не пересекал границ реальности, отчего все выглядело символически, но натурально (скажем, аспект иллюзорности вносился за счет грамотного антуража — театра, цирка, галереи). Но на этот раз он решил пойти дальше и «представить галлюцинации с особой визуальной остротой и ясностью — ярче, чем эпизоды реальной жизни.» Впоследствии этот прием будет доработан до совершенства в лентах «Головокружение», «Дурная слава» и «Психо», где сама реальность будет казаться невыносимым кошмаром.
Сюжет фильма довольно интересен и разнообразен. Молодая и прекрасная девушка-доктор Констанция днем и ночью трудится в клинике для душевнобольных, без устали излечивая несчастных пациентов от нападок фобий, шизофрений и навязчивых состояний. Интеллигентная, «очаровательная» и благородная Констанция, естественно, вызывает к своей персоне пристальное внимание со стороны коллег мужского пола. Однако все попытки интимного сближения разбиваются о рефлексивную стену учтивого равнодушия («Обнимать тебя — все равно, что ласкать книгу.»). Но, когда кажется, что священный алтарь науки безвозвратно принял к себе еще одну невинную жертву, судьба красавицы резко меняется. В больницу приезжает доктор Энтони Эдвардс, врач с мировым именем, чьи научные труды девушка знает наизусть. Однако вместо умудренного жизненным опытом старца, образ которого нарисовало ее воображение, Констанция видит рослого, крепко сложенного, «завораживающего» мужчину в самом расцвете лет. Она начинает ощущать внутри себя нечто, выходящее за рамки всех рассудочных категорий. Признавшись в своих чувствах, героиня чуть ли не падает в обморок от счастья, услышав, что они взаимны. Но радость длится недолго. Вскоре у доктора Эдвардса обнаруживаются явные симптомы психического расстройства. Выясняется, что он вовсе не тот, за кого себя выдается. Идиллический мир Констанции рушится на глазах. Впервые в жизни доверившись всемогущей женской интуиции, героиня решается помочь возлюбленному способом, который ей лучше всего знаком. При помощи психоанализа девушка проникает в тайны его личности. Но результаты неутешительны, он вспоминает только свое имя — Джон Баллантайн. Констанция понимает, что случай слишком сложный, чтобы разобраться в нем одной и обращается за помощью к своему наставнику — профессору Брюлову. Ночью Баллантайн, впавший в сомнабулический транс, угрожающе нависает над профессором с бритвой в руке. Тот поит его снотворным, а наутро поскорее принимается за работу во избежание новых оказии…
Фильм проникнут типичным для Хичкока нравственным мотивом — не верь ничему, кроме своего сердца. Если бы девушки (а порой и мужчины как в картинах «Леди исчезает» или «Убийство!») отвергая непостижимые порывы чувственности, подчинялись доводам разума, общественных предрассудков или авторитетному мнению, то хронометраж большинства лент режиссера огранивался бы пятнадцатью минутами. В творчестве маэстро (по крайнем мере на данном этапе) именно любовь и доверие — источник высшей правды и справедливости, в то время как система правосудия, рациональность самых изощренных дедуктивных методов, и даже иллюзорная картина «реальности» подвергаются беспощадной критике. Этот романтизм Хичкока обрел второе дыхание после перехода маэстро под юрисдикцию Селзника и предстал еще более крепким, обновленным и решительным.
Однако порой желание Сезника насытить фильм мелодраматизмом переходит допустимые границы. Например, в данном случае, каждые семь-десять минут действия обязательно прерываются типичнейшим средним планом нежных объятий героев, образец которого можно видеть на известной афише «Унесенных ветром», самом успешном фильме продюсера. Сегодня это выглядит практически карикатурно, хотя во времена суровых установлений «кодекса Хейса» зрители наверняка рыдали от восторга.
Другим важным недостатком картины является шокирующая статичность первых пятидесяти(!) минут хронометража и общая перенасыщенность диалогами. Но и эти обстоятельства легко объяснимы. Диалоги вводятся для более глубокой прорисовки характеров персонажей и расширения психологического пространства, что согласуется с задачей фильма. А все, что касается действительности совершенно намеренно обедняется и обесцвечивается Хичкоком для установления контраста между серой, рассудочной обыденностью и ярким, взрывоопасным миром фантазий, снов, бредовых идей и деструктивных действий, наподобие убийства. И следует заметить, что все без исключения сцены, относящиеся к миру иррационального, сделаны абсолютно конгениально. Часть из них сильно повлияла на целые направления кинематографа, в частности «Джалло». Например, флешбек о смерти брата Баллантайна (заметим, что зритель, в данном случае, выступает в роли малолетнего киллера) молнией раскалывающий горизонт повествования, будет в точности повторен в картине Марио Бавы «Убей, дитя, убей!», с тем единственным отличием, что у Бавы копья уже прошьют тело насквозь. Или последняя сцена, где аудитория оказывается в шкуре (еще одного) убийцы и даже сама направляет револьвер на героиню, медленно выходящую из комнаты. Здесь Хичкок заставляет нас невольно переживать уже не столько за героиню, сколько за потенциального убийцу, вызывая у зрителей «постыдное удовольствие» спустить курок, пока жертва не успела уйти. В качестве воздаяния на эту латентную жестокость, маэстро прибегает к гениальному приему и действительно осуществляет желание кровожадной аудитории. Но только зияющая пустота холодного дула неожиданно направляется на нас самих…
В целом, «Завороженного» можно обозначить как дискретный шедевр маэстро, в котором посреди сумрачной пелены сюжета подобно звездам вспыхивают отдельные шокирующие эпизоды, которые будут питать своим живительным светом фантазию еще не одного последующего поколения зрителей и режиссеров.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Завороженный 1945 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В институт психиатрии приезжает новый директор, известный ученый Эдвардс. Сотрудница института Констанс Питерсен проявляет к нему не только профессиональный интерес, и у них завязывается бурный любовный роман. Но молодой профессор начинает вести себя очень странно, и вскоре Констанс обнаруживает, что ее возлюбленный не тот, за кого себя выдает — он самозванец, страдающий амнезией. Его настоящее имя Джон Баллантайн, и все указывает на то, что он был пациентом пропавшего доктора Эдвардса и, возможно, он и есть убийца. Не веря, что Джон преступник, Констанс увозит его к своему старому учителю доктору Брюлову. Они надеются, изучив сны Джона, раскрыть тайны, скрытые в безднах его сознания…
Завороженный / Spellbound 1945, США, детектив, мелодрама, триллер